Медиакарта
4:02 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вера – от слова верить

Вера – от слова верить
07:39 | 03 апреля 2013
Источник: Призыв

Восемьдесят пять годков без малого живёт на свете бабушка Вера. Её дом, стоящий на самом краю улицы, обдувают ветры и заносят снега. Тропинка к дому метров пятьдесят от дороги. Нынешние снегопады задают работу бабушке Вере. Вот только утром расчистила снег, а в обеденный час с трудом пробиваемся к дощатым воротам, отшлифованным дождями и временем. Открывает хозяйка, живая, словоохотливая, не утратившая молодого блеска в глазах. Когда она расскажет об испытаниях, выпавших на её долю, я буду искренне восхищаться её жизнестойкостью.

– Опять Господь послал гостей, – весело встречает она нас и, глянув на фотоаппарат, сообщает: – меня недавно снимала на карточку Савватеевна (Галина Савватеевна Большакова – председатель Володинской первичной ветеранской организации). Высокое крыльцо в сени, как во всех домах-старожилах, нехитрый сельский обиход, чистота, наведённая неутомимыми руками хозяйки.

Вера Семёновна Рожкова родилась и выросла в Володино. Семья большая, деток много да двое – инвалиды. Няньки, дело известное, были в ту пору чуть постарше лялек. Одна сестрёнка упала по недосмотру в подполье, а на маленького братца уронили подушку, перепугали до смерти. Вера была самой младшей в семье, но забота о больном брате всю жизнь, по сей день, является ей, как она считает, послушанием от Бога.

– Тятя умер в 1938 году, как раз перед войной. Простые были люди с мамой, в колхозе работали. Учиться нам долго не пришлось. Надо было помогать и дома, и на ферме.

Вера всё бегала к матери на ферму овец доить. Овчарня на угоре до войны была большая. Тут же, в своём колхозе, молоканка, делали брынзу. В большой семье не без забот, но никто не унывал, не отчаивался. Год от года росло колхозное производство. Народ в селе жил сплочённо. Случалась у кого беда – горевала вся деревня.

Всем селом провожали солдат на фронт в сорок первом. Семья Игнатовой Веры проводила двух старших братьев: Григория Семёновича и Илью Семёновича. Мать, Ульяна Степановна, ждала писем с фронта. Братья писали, что бьют врага и обязательно вернутся с победой. Эти солдатские треугольники долго, до наших дней, хранились потом в семье. От Ульяны Степановны перешли к Вере Семёновне. От времени и частого перечитывания протёрлись по сгибам и рассыпались. Братья погибли – Илья Семёнович Игнатов,1923 года рождения, в сорок втором году, сержант Григорий Семёнович Игнатов, 1918 года рождения, погиб 29 декабря 1942 года на хуторе Цыганка Ростовской области.

– Отца нет, братья полегли на поле боя – осиротела семья. Мы с матерью работали за троих. Шибко работали. И в поле, и в лесу – дрова готовили. Тогда про дом забывали. Что там, как? Лишь бы колхозная работа была сроблена: всё для фронта, всё для победы! Придёшь с фермы – ни рук, ни ног от усталости, а бригадир уже стучит в окошко:

– Бабы, на ток, зерно горит!

Потом стали отправлять девушек на лесозаготовки в Верх-Каменку. Вере в ту пору не было восемнадцати, не брали.

– Подружки за меня восстали. Взяли под свою ответственность. Я шибко ловкая в работе была, хоть и маленькая, вот они и не попустились: поедем, так вместе. Наработаемся в лесу за день, а поесть-то нема чего: одна картошка да груздь на ужин – вот и помаши топором. Работа тяжёлая, мужиков с ног валила. Пилили лес, разбивали на метровки и двухметровки и грузили в вагоны.

Вера Семёновна отработала на всех лесоучастках – от Верх-Каменки до Верхнего Укропа. Все годы жила надеждой на победу. На всю жизнь запомнила, как майским днём копали ямки для деревьев – закладывали яблоневый сад. Нарочный сообщил, что война кончилась.

После войны засияла деревня светом улыбок. Жизнь пошла мирная, радостная. Вернувшиеся с войны мужики стали ставить дома, обустраивать дворы, поднимать колхозное производство. Снова Вера с бригадой женщин уехала на лесозаготовки. Техника разбивала в ненастье грунтовую дорогу, которую поднимали тоже бабы – натаскивали горы глины. А дождишко пройдёт, и вся их работа насмарку. Снова бездорожье, метровые колеи. Сегодняшним молодым и не снилось! Весь этот тяжёлый труд был, как сейчас бы сказали, общественно-полезным. Только спустя годы колхозная работа стала достойно оплачиваться.

Сама Вера была безотказной в любой колхозной работе. Протравливают семена – никто не соглашается идти на склад или на сеялки: опасно – химия.

– Семёновна, пожалуйста, выручай!

Вера Семёновна не смела отказать. Если надо – значит надо.

– Сроду я ни с кем не ругалась. Хоть вижу, неладно делают, скандалят не по разу на дню, я лучше промолчу. А лягу спать – наплачусь!

Трудно приходилось семье без мужчин – своих помощников они не дождались с войны. Так хотелось, чтобы крепкое мужское плечо было рядом. Вера на то и Вера, чтобы верить в своё женское счастье.

– Если бы Вы знали, как мы ждали солдат с войны. Если б знали, как встречали!

Не сразу, но нашло женское счастье Веру Семёновну. И семья, и дети, и тёплый дом – всё было у неё в судьбе. С особой теплотой Вера Семёновна рассказывает о сыне. Гриня – Григорий Прокопьевич Рожков – характером в Веру Семёновну: доброжелательный, аккуратный, стремящийся всё знать и уметь. Юргинцы хорошо знают преподавателя ПДД в нашем училище, и каждый скажет: человек он замечательный. И сын замечательный. Он с огромным вниманием относится к маме, навещает, подправляет заборы, ремонтирует дом и постройки.

– Не успевает Гриня мне таблетки брать – нет здоровья. А это Сима (редкой красоты большой белый кот, – прим. автора) – тоже Гриня мне привёз, чтобы не скучала. Люда – на севере, Витя – в Тюмени, Лариса – тоже в Тюмени, – любовно говорит о детях бабушка Вера.

У Веры Семёновны много наград: медали «За освоение целинных земель», «Ветеран труда», материнства. Она участница трудового фронта.

В 1978 году ушёл из жизни муж Прокопий Степанович Рожков. Вера Семёновна всю тяжесть хозяйственных забот взяла на себя. Заботилась о детях и больных брате и сестре. Брат-инвалид по сей день на её руках. Ухаживает за ним добрая женщина, признаётся, что боится раньше уйти из жизни. Кто о нём тогда позаботится? Одного желает: чтобы дети и внуки всегда стремились в родной дом. И они не забывают, всех тянет сюда: слишком много дорогого здесь осталось.

Автор: Т. Усольцева