Медиакарта
0:45 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ощущая поддержку, легче добиваться поставленных целей

Машиностроители региона подвели итоги минувшего года и определили задачи на будущее

Основные по объемам и численности предприятия, входящие в Ассоциацию машиностроителей Тюменской области, превзошли результаты докризисного 2007 года. В 2012 году объем производства заводов – членов отраслевого объединения составил в среднем 113,8 процента по отношению к предыдущему аналогичному периоду.

Об этом сообщил в ходе ХХ общего годового собрания участников организации председатель ассоциации Владимир Жежеленко. По его словам, обеспечена полная занятость коллективов при соответствующем уровне заработной платы. В настоящее время ассоциация объединяет 21 завод, и, согласно их отчетам, в прошлом году на предприятиях трудилось 8 935 человек со средней зарплатой 33,8 тысячи рублей.

Сообщество созидателей

О росте объемов производства более чем на 20 процентов по итогам года проинформировали такие хозяйствующие субъекты, как акционерные общества «ГМС Нефтемаш», «Ютэйр-инжиниринг», «Завод Тюменгазстроймаш», Тюменский станкостроительный завод, опытный завод «Электрон», общества с ограниченной ответственностью «Сибстроймаш» и «Югсон-Сервис». Правда, только первые два превзошли планку стоимости выпущенной продукции и произведенных работ в миллиард рублей (достигнув, впрочем, почти пятимиллиардной отметки), остальные заработали существенно меньше.

В 2012 году ассоциация машиностроителей продолжила выполнять подписанное годом ранее соглашение о сотрудничестве с региональным правительством. В соответствии с одним из пунктов документа проводилось привлечение в профессиональный союз новых членов, в результате чего два предприятия вступили в ряды сообщества. Менеджменту нескольких вновь созданных заводов направлены для ознакомления деловые бумаги пригласительного характера.

Владимир Жежеленко отмечает большую помощь в этой работе департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, так как большинство новых предприятий имеют собственников за пределами региона, и не всегда аргументов руководства ассоциации достаточно для пополнения членства в организации.

На текущий год машиностроители поставили себе цель довести численность объединения до 27–30 членов. Владимир Жежеленко называет в качестве потенциальных участников ассоциации динамично развивающиеся предприятия «Судокомплект», завод геофизического оборудования, «Сибпромкомплект» и ряд других, во многом определя-ющих технологический уровень и разнообразие тюменского машиностроения.

– Неоспоримый резерв, и здесь мы также надеемся на помощь департамента, – это предприятия с иностранным участием, в том числе входившие ранее в структуру «Запсибгазпрома», – говорит глава ассоциации. – После смены собственников и их становления на рынке в новом качестве работа с ними будет продолжена. Очень надеемся, что старейший член ассоциации «Сибирь Трейлер» наконец обретет «собственную» производственную площадку. Предприятие имеет собственное место на рынке и хорошие маркетинговые перспективы. Снимется и головная боль с простаивающим Ишимским машиностроительным заводом, в прошлом градообразующим предприятием.

Эффект вложенного рубля

Председатель ассоциации машиностроителей остановился на взаимодействии бизнес-сообщества с правительством региона и напомнил о действующей долгосрочной целевой программе «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2012–2014 годы». По словам Владимира Жежеленко, производственники мало пользуются господдержкой, в прошлом году ее получили только шесть членов ассоциации. За этим могут стоять неуверенность в будущем и нежелание заниматься соответствующим оформлением документов, а зачастую и задолженность по налогам и сборам.

Машиностроители высказали мнения о господдержке в части компенсации компаниям нефтегазового сектора восьми процентов стоимости закупленного в регионе оборудования. Из бюджета Тюменской области на эти цели было выделено 298,84 миллиона рублей, и предприятия благодаря этому выпустили продукции (по которой затребованы документы на получение льготы) на 3 735,525 миллиона рублей.

Иными словами, эффект от каждого вложенного бюджетного рубля составил более десяти рублей выручки, не говоря уже о выплаченных налогах и занятости коллективов. Особую роль играет эта льгота для предприятий, поставляющих продукцию компаниям ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «ЛУКойл» и другим.

Управляющий директор

ОАО «ГМС Нефтемаш» Сергей Бахтий подчеркнул, что именно эта мера господдержки помогает продвигаться на рынке, дает конкурентное преимущество компаниям, работающим в Тюменской области, где более высокий уровень заработной платы в машиностроении, чем у подобных предприятий в цент-ральной части России. А благодаря компенсации части затрат на организацию и участие в международных и общероссийских выставках предприятия имеют возможность успешно осваивать просторы СНГ, расширять рынок сбыта продукции.

Общее мнение ассоциации выразил ее глава: не изменять характер действующей восьми-процентной льготы, сохранить ее в существующем виде, как име-ющую наиболее полный охват предприятий юга области, дающую неоспоримые преимущества для продвижения продукции.

Приток свежих кадров

Отчитываясь о проведенных отраслевым объединением мероприятиях, Владимир Жежеленко констатировал, что благодаря заданному правительством области вектору на сближение позиций образовательных учреждений и предприятий-работодателей произошел принципиальный поворот в направлениях практического применения выпускниками знаний и навыков, полученных в вузах, техникумах и колледжах. По основным инженерным и частично по рабочим профессиям наблюдается приток свежих кадров.

Руководитель ассоциации считает, что это обязывает работодателей повышать уровень заработной платы до уровня «рыночной цены» рабочей силы, обеспечить соответствующий запросам молодежи уровень технологического состояния предприятий, культуры производства, социального статуса – всего того, что составляет понятие престижности профессии. Другого движения в этом направлении, кроме скрупулезного следования названным задачам, нет.

Кое-что уже сделано в 2012 году. В частности, обновлена потребность в персонале по инженерно-техническим работникам и рабочим в разрезе пяти лет, что было сделано впервые. С вузами и колледжами велась совместная работа по «распределению» молодых специалистов. Члены ассоциации участвовали в региональных конкурсах, смотрах, выставках, а также во всех PR-кампаниях, направленных на продвижение машиностроительной отрасли как ведущего работодателя.

Для обеспечения высокого уровня технической грамотности персонала выстраивается широкий доступ к системам обучения и переквалификации.

Владимир Жежеленко рассказывает, что его часто спрашивают коллеги–директоры предприятий, не являющихся членами ассоциации: зачем нужна организация, что дает членство в ней в материальном плане. Спустя два года после избрания на этот пост руководитель отраслевого объединения уверен: участие в работе ассоциации дает возможность ощущать себя не работниками одиночного предприятия в хаотичном плавании по рынку, а независимыми членами большого сообщества, чей голос и мнение будут услышаны коллегами, органами законодательной и исполнительной власти.

– Материальную же составляющую оценить подчас невозможно, как невозможно в деньгах оценить климат общения, выработки совместных решений-рекомендаций, обмен опытом и взаимодействие, которое существует между предприятиями-членами, – признается Владимир Жежеленко. – Невозможно оценить и атмосферу взаимодействия с правительством области и особенно департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства.

Автор: Тимур ХАКИМОВ