Около ста авторов из Екатеринбурга, Башкирии, Израиля и Москвы заявились на соискание Литературной премии Уральского федерального округа 2012 года. В лонг-лист премии были включены более 70 произведений, написанных в жанрах прозы, поэзии, литературы для детей и юношества, документальной литературы, краеведения, литературной критики. С романом «Сухие росы» и «Книгой любви» участвовал в этом конкурсе наш земляк Николай Максимович Ольков.
28 февраля состоялась церемония подведения итогов. Николай Ольков стал обладателем диплома и знака лауреата. Писателю вручён сертификат на бесплатное издание книги в Екатеринбургском издательском доме «Сократ». Особенно приятно то, что жюри эту премию выделило в специальную номинацию «За любовь к родной земле».
Злопыхатели из среды так называемой творческой интеллигенции исходят желчью. Ольков, мол, снова разродился литературным опусом. Он де творит исключительно из меркантильных соображений. Гонорар для него важнее творчества.
Что поделаешь, такова сущность (так и хочется шипящий звук в этом слове поменять на звук ч) интеллигенствующей отечественной братии. Всякий талант высвечивает серую бездарность, выявляет её как лакмусовая бумажка закисший раствор.
В Олькове удачно сочетаются талант и трудолюбие. К таланту и трудолюбию я добавил бы ещё и гражданскую позицию Николая Олькова. Это стержень, без которого творчество писателя не состоялось бы.
Ольков равно ответствен перед любым жанром – пишет ли он повесть или готовит чисто журналистские диалоги с современниками. Позиция автора чувствуется в каждой строке. Как бы это громко и пафосно ни звучало, Ольков к истории Отечества относится трепетно. Он совестливый и честный повествователь. С завидной периодичностью выходят в печать ольковские «Диалоги о наших временах». Каждая книжица размером с брошюрку. Но сколько страсти, накала эмоций в каждом абзаце. Значимость и ценность этих книг заключается в том, что они оберегают историческую правду от лжи и домыслов, поскольку рассказ о событиях той или иной исторической эпохи ведут участники событий. Да, взгляды и оценки героев диалогов могут не совпадать с позицией оппонентов, поскольку у каждого правда своя. Но дух времени эти диалоги передают с предельной откровенностью. Скажем за это спасибо нашему земляку.
Удивила, повергла в чувственное смятение повесть Николая Олькова «Мать сыра земля». Повествование начинается с неспешного монолога деревенского старика – деда Максима о родной деревеньке, затерявшейся в глубоких сибирских снегах. И вдруг, буквально со второй страницы книги рассказ деда Максима обрывается пронзительным вопросом незримого собеседника к главному герою повести Лаврентию Акимушкину – красноармейцу, пострадавшему на войне от осколка снаряда, снёсшего с Лаврика верхушку черепа.
Лаврик – плоть от плоти крестьянский сын, рождённый на стыке, а, вернее сказать, изломе двух эпох. Он унаследовал от пращуров трепетную восторженную любовь к родной земле, а эту землю советская власть перевела в гектары мягкой пахоты.
И вспоминал Лаврентий, как высоко взлетала душа, когда первый пласт вспаханной тобой земли легонько отваливался в сторону, освободив для пахаря и выровняв пашенное основание. Ты легко побежал за плугом, держась за кичиги. Грачи, всегдашние созерцатели пахаря, деловито проходили бороздой, будто проверяя, сколь верно пашет новый работник. Иногда они шумно обсуждали что-то, и это тоже было музыкой весенней жизни. В конце гона дед остановил лошадь:
– Ну, пахарь, как тебе борозда? На всю жизнь запомни этот день, ласковой да сердешной. Первая в жизни своя борозда. На своей земле, матери-кормилице. А на чужой – ничто не в радость, одна усталость».
Вся жизнь Лаврентия Акимушкина в пересказе человека-двойника. На грани сумасшествия тянется, напрягается и рвётся нить жизни главного героя повести. Все беды прошли сквозь него, но не ожесточили. Безумство героя повести кажущееся. На самом деле сумасшедшим показано время.
Мне кажется, что из повести «Мать – сыра земля» в российской литературе вырос самостоятельный, самобытный и не похожий на других писатель Николай Ольков. Книга эта – своеобразная веха в творческой судьбе тюменского прозаика. Читайте Николая Олькова.