Медиакарта
13:58 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Почуять запах беды

Мы воспринимаем окружающий мир исключительно посредством зрения (90% информации), чуть-чуть благодаря слуху (8%) и всего лишь 2% за счёт обоняния. А между тем именно запахи могут рассказать о том, чего никогда не услышать и не разглядеть в самый мощный бинокль.

Говорят, что обычно взрывчатка пахнёт миндалём… Такое вот эстетство. Да только пусть хоть рахат-лукумом пахнет – ничего не изменится. Всё равно запах взрывчатки, как правило, – запах беды.

И если, не дай Бог, в нашем городе возникнет этот страшный запах, то первой его ощутит немецкая овчарка Джесси. А рядом со своей собакой обязательно будет инспектор патрульно-постовой службы Галина Стутко. Во время строевых смотров этот лейтенант полиции занимает самое последнее место на левом фланге. Галина настолько миниатюрна, что просто удивительно, где эмвэдэшные хозяйственники находят такие крохотные берцы. Но именно этот маленький лейтенант первой вошла недавно в школу микрорайона Менделеево, где по анонимной информации могла находиться бомба.

Сообщение было ложным, и по этому факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 207 УК РФ. Но ведь когда женщина с собакой входили в здание, никто не мог гарантировать того, что вот-вот не грянет взрыв. Каково это – впереди мужчин идти туда, где … Где что угодно может случиться?

Галина Стутко (удивлённо взмахнув ресницами): «По регламенту первым идёт кинолог. Причём здесь мужчины-женщины? Кинолог в патрульно-постовой – я, значит, и идти мне… Страха в таких случаях нет. Ну, если и есть, то такой, конструктивный, что ли. При нём обостряются все чувства и ты становишься единым целым со своим напарником».

В регламентах, уставах и прочих ранжирах моя собеседница знает толк. До того, как заступить на охрану общественного порядка в рядах полицейских, она прошла службу в рядах Российской армии, да не где-нибудь, а в доблестных погранвойсках на восточных рубежах нашей Родины. Там и стала кинологом-профессионалом. Затем перебралась в Тобольск, где в составе подразделения МЧС воспитывала овчарку Гавра, специа­лизировавшуюся в поиске людей. В 2009 году структура была расформирована, и привыкшая уже к «государевой службе» Галина подала рапорт на зачисление в ряды правоохранителей. Здесь уже произошла встреча с Джесси. Г.С. «Мы с ней познакомились в Тюмени и вместе отправились в Ростов-на-Дону. Пять месяцев обучались работать по взрывчатым веществам и стали настоящими напарниками. Собака прошла все испытания на «отлично», и поехали мы в Тобольск – служить и защищать».

Галина поделилась опытом воспитания служебных собак. Для того, чтобы пёс стал полноценным партнёром-служакой, работать с ним нужно с детства. В годовалом возрасте четвероногие полицейские проходят аттестацию на специализацию. Тогда решается, что они в дальнейшем смогут лучше разыскивать – людей, одорологические следы, наркотические средства или взрывчатые вещества. Дальше – обучение, и к двухлетнему возрасту – допуск (или нет) к профессиональной деятельности.

Потом уж, как в песне поётся: «Служба дни и ночи»… А до какого возраста служебная собака «на посту»? Г.С. «Моей Джесси сейчас пять лет. Она, как говорится, на пике формы. А на пенсию за выслугой собак отправляют с индивидуальным подходом. В Москве нам показывали пса. Так он такой старенький, что уже даже плохо ходит. Но вот по розыску людей лучше нет до сих пор, и поэтому он служит… В общем, всё, как у нас, всё по-человечески». Взрывы в 4 микрорайоне… Как могло получиться, что вторая «закладка» не была обнаружена?

Г.С. «Вы знаете, нашей вины здесь нет. После первого взрыва меня срочно отозвали из отпус­ка, и мы с Джесси прошерстили всё в округе – подъезды, подвалы, чердаки. Все возможные и невозможные меры приняли для обнаружения. И всё было чисто. Была ещё из Тюмени собака вызвана и тоже отработала всё на совесть… Вторая «закладка» через неделю произошла, и как можно было предусмотреть, что преступник выберет соседний подъезд? А мог ведь и ещё где-нибудь заминировать. Ну нет же возможности на каждый этаж по полицейскому поставить».

Вот вы сказали – «из Тюмени собака вызвана». Это потому, что вам с Джесси не доверяют?

Г.С. «Тюменцев вызывают для усиления в экстренных случаях. А если бы нам с Джесси не доверяли, то не командировали бы тогда для работы на саммите во Владивостоке. В сентябре прошлого года мы с ней обеспечивали безопасность встречи лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Не одни, конечно, а в составе подразделений МВД со всей страны».

Владивосток… Тобольск. Служба идёт своим чередом, и во время построений среди крепких мужчин на левом фланге замирает по команде «смирно» маленький лейтенант. Миниатюрная женщина в крохотных «берцах», готовая в любую минуту без колебаний вой­ти в заминированное помещение. Не одна, конечно, – со своим верным напарником Джесси.

Дмитрий КАРАСИЕР