Медиакарта
18:10 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Экзамены грядут, и протестует душа…»

01:50 | 06 апреля 2013
Источник: Сельская новь

Эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Атмосфера в семье для выпускника является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. И родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребёнка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путём внимательного отношения, поощрения его деятельности. Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей вызывают чувство неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями. Выпускнику всегда важна ваша психологическая поддержка, которая должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребёнка.

Поддерживать  подростка – значит, верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку своё удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Чтобы показать веру в ребёнка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: забыть о его прошлых неудачах, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей, помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Существуют слова, которые поддерживают детей. Например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо». Поддерживать можно и посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия.
Чтобы помочь ребёнку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребёнок.

Подберите наиболее оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребёнка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморелаксации не составит большого труда. Постарайтесь научиться сами, а также научить своих детей приёмам расслабления и саморегуляции. Жизни без проблем не бывает. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой, уходя от одних проблем, он обязательно найдёт новые. Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение. Лучше всего попробовать снизить значимость проблем для себя и ребёнка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребёнка, благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Всё можно исправить!»

Психология выявила ряд данных, которые могут оказать большую помощь при подготовке к экзамену. Психологи считают, что хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа и т. п. Попросите ваших друзей и знакомых и друзей ребёнка не заглядывать к вам, предварительно не предупредив. Если рабочий стол находится у окна, и ребёнок всё время отвлекается на внешние события, закройте окно шторами до уровня глаз. Не недооценивайте эти внешние мешающие факторы. Особенно тогда, когда ребёнку приходится постоянно насильно заставлять себя учить.

Организация письменного стола может также значительно повлиять на усвоение материала. Если он заставлен вещами, тогда ребёнок наверняка тратит ценное время и внимание в поисках нужных бумаг. Не оставляйте в пределах досягаемости предметы, которые могут соблазнить и отвлечь. К ним относятся журналы, фотографии, еда, радио и телевизор. Родителям полезно знать, что продуктивно человек может заниматься 8—10 часов в сутки. Оптимальный период для непрерывных занятий составляет 40 — 50 минут, после чего целесообразно сделать 5 —10-минутный перерыв, за день должно быть два больших (1 — 1,5 часа) перерыва, когда выпускник может заняться любимым делом, спортом, прогуляться. Самое благоприятное время для занятий с 7 до 12 часов и с 14 до 17 — 18 часов. Исключение делается только для закоренелых «сов», которые достигают наибольших успехов вечером и ночью.

Сон должен быть полноценным, желательно увеличить его на 1 час по сравнению с обычной его продолжительностью. Постарайтесь обеспечить ребёнку полноценное питание, по возможности включайте в рацион мясо, рыбу, овощи, фрукты, орехи. Помните основные принципы психологической поддержки, особенно важной в период подготовки к экзамену: оказывайте ребёнку внимание, позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит ваш ребёнок, это будет снижать его эмоциональное напряжение, оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, выражайте готовность помочь ему и помогайте в различных вопросах подготовки, рассказывайте о своём опыте сдачи экзаменов, старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом. И примите мысль, что в случае неуспеха жизнь ребёнка не закончится, и вы его любить не перестанете. Успехов вам в достижении желанных целей!

Автор: О. Лукьянченкова, психолог Абатской СОШ № 1