Медиакарта
0:20 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ждём погоды у реки

Глава городской администрации Владимир Мазур побывал в Сумкино

Цель визита – проверить готовность строящейся блочной котельной, осмотреть площадку под строительство многоквартирного жилого дома, познакомиться с судоремонтным заводом.

Яркий весенний день создал приподнятое настроение. В микроавтобусе, где в этот раз глава администрации ехал вместе с представителями городских СМИ, не прекращались непринуждённые разговоры. Журналисты, пользуясь случаем, задавали интересующие их вопросы, Владимир Владимирович охотно отвечал.

Зашла речь и о названии пункта назначения. Поселение старинное, несколько столетий назад облюбованное сибирскими народами, носит странное название – Сумкино. Кто-то прежде рассказывал главе легенду, бытующую в веках. Будто бывал здесь как-то проездом богатый хан да потерял сумку с ценностями. Обнаружив пропажу, вернулся с полпути, а жители деревни нашли и вернули её в целости и сохранности. В благодарность за честность и чистосердечность сибиряков он и повелел впредь деревне именоваться Сумкиной.

А может, зовётся посёлок так и по другой причине: ведь расположен он меж двух небольших речек-заливов, как в удобной и уютной сумочке…

Впрочем, преданий может быть множество. А вот Саусканская старица – одна. В ней и расположился затон старейшего посёлкообразующего предприятия, которое ранее называлось РЭБ флота (ремонтно-эксплуатационная база).

В 1949 году в Министерстве речного флота решался вопрос о подборе места под строительство судоремонтной базы. Подобные в Тюмени и Омске уже не удовлетворяли растущие потребности стремительно развивающегося на Иртыше речного флота. Такую изыскательную работу было поручено произвести Государственному институту проектирования на речном транспорте (ГИПРОРЕЧТРАНС) Главного управления капитального строительства Министерства речного флота РСФСР.

В 1951 году был издан приказ Министерства речного флота № 76 от 16 октября «Об утверждении технического проекта Тобольского судоремонтного завода и посёлка Сумкино». И в этом же году начато строительство насыпных деревянных зданий: кузницы, лесопилки, электростанции на 100 киловатт, слесарно-механического и столярно-плотницкого цехов.

Одновременно строились деревянные брусчатые четырёх- и восьмиквартирные дома. На следующий год были пущены в эксплуатацию корпусно-сварочный цех в деревянном исполнении, клуб в посёлке.

Росли перевозки на Оби и Иртыше. И в 1954 году начато возведение цехов и домов уже в кирпичном исполнении. Так завод помогал разрастаться посёлку, при этом развивался сам.

Через неполных двадцать лет РЭБ флота стала одним из крупнейших предприятий Тобольска. В начале семидесятых годов база имела лучший в России флот – 62 баржи и 24 парохода, в том числе буксиры-толкачи-двухтысячники, флот ледокольный, наливной, суда, построенные в Германии, Финляндии.

На базе работало две с лишним тысячи человек. По окончании институтов специалисты старались попасть именно сюда в надежде набраться опыта хождения как на реке, так и на море: суда из Тобольска бороздили воды не только Обской губы, выходили они и в Ледовитый океан. Впрочем, и зарплата в сравнении с другими предприятиями города была достаточно высокая: за навигацию, к примеру, капитан мог заработать себе на автомобиль.

В 2003 году Тобольская РЭБ флота преобразована в дочернее предприятие Обь-Иртышского речного пароходства, сохранив без изменений суть производства, завод именуется ООО «Судоремонт-Сумкино».

Основной вид деятельности – дефектация, ремонт и модернизация судов с классом речного ре­гистра, изготовление изделий для судов и машиностроения, разработка технической и рабочей документации на ремонт и модернизацию судов, испытание судовых кабельных трасс с применением устройства диагностики «ДИПСЕЛ». За 2011 год выполнено работ на сумму 148,8 миллиона рублей или 165% к уровню 2010 года. Объёмы в 2012 году снизились, выполнение составило 127,8 миллиона рублей.

Основными заказчиками являются предприятия ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство», ОАО «Сибнефтепровод», ОАО «Тюменский речной порт», ООО «СК Транзит-СВ» из Красноярска, ООО «Уренгойский речной порт», ООО «Сергенский речной порт», ЗАО «Компания МТА», ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «ЮганСтройТрайс», ООО «Речной порт Нефтеюганск», ГБУ ТО «Представительский комплекс Правительства Тюменской области», ОАО «Салехардский речной порт», ООО «Судоремонт Тюмень».

На заводе трудится порядка 160 человек, а с января по май, в период увеличения объёма работ, дополнительно привлекаются около ста человек.

Сегодня средняя заработная плата на предприятии более 20 тысяч рублей. Загрузка производственных мощностей составляет около 30%. Отсюда вытекают и проблемы: для увеличения объёма работ нет достаточного количества заказов, не хватает и квалифицированных специалистов.

Исполнительный директор ООО «Судоремонт-Сумкино» Айрат Чумарин, говоря о том, что они с большим удовольствием принимают в свои ряды практикантов, посетовал:

– Сейчас у нас острый дефицит крановщиков, электро­механиков кранов, механиков, рулевых-мотористов. Такие специальности не готовят в училище, которое располагается здесь же, в посёлке. А ведь у нас коллектив в большинстве своём состоит из трудовых династий, здесь деды и отцы сегодняшних ребят работали, и они могли бы получить нужные профессии.

Айрат Раисович показывает рукой на старицу, где вмёрзшие в лёд и ещё заснеженные стоят 113 единиц флота, который после ремонта и вооружения отправится в дальние рейсы – вплоть до Архангельска.

Эмоции переполняют директора:

– У нас говорят: судовождение на море – это наука, судовождение на реке – искусство. И людей искусства мы почему-то сейчас не готовим! А ведь сумкинцы с молоком матери впитали флотский дух. Глава администрации пообещал разобраться, почему в этом году училищу не разрешили провести набор учащихся на такие нужные предприятию специальности.

При обходе цехов депутат городской Думы Александр Антоненко, коренной житель Сумкино и патриот своей малой родины, с гордостью говорил, что здесь даже в трудные времена сумели сохранить станки и всё оборудование. Директор подтвердил, что на заводе по-прежнему действуют литейка, кислородный цех, кузница. К месту оказался и ветеран завода кузнец Сергей Карпов. Он обратился к главе администрации с жалобой, что уже пять лет не может получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Владимир Мазур перед этим только побывал на площадке для строительст­ва многоквартирного дома. Прежде здесь планировали поднять многоэтажный дом из панелей тобольской серии. Не успели. Осталось свайное поле, которое придётся приспосабливать под новое строительство.

Руководитель территориального подразделения Сумкино Борис Лютов пояснил, что сегодня в посёлке признаны ветхими и непригодными для жилья 15 домов, в которых обитают 154 семьи – 381 человек. К тому же, есть большой земельный участок, пригодный для индивидуальной застройки, и заявлений от желающих строиться самостоятельно – больше ста. Владимир Мазур пообещал, что даст распоряжение и в ближайшее время будут проведены межевание и распределение участков. Так что, видимо, и у Сергея Александровича мечта сбудется. Также Владимир Владимирович побывал на одной из строящихся котельных, где подрядчики его заверили, что к новому отопительному сезону они будут пущены в эксплуатацию, а посёлок получит увеличение мощности и, безусловно, бесперебойное теплоснабжение.

В завершение работы Владимир Мазур подвёл итоги поездки:

– Если говорить о котельных, то сегодня принято решение усилить контроль над поставкой оборудования, за выделением земельного участка под прокладку сетей. С мёртвой точки должно всё сдвинуться, и к отопительному сезону посёлок будет готов.

Есть у посёлка перспективы – и по строительству многоквартирного жилья, и социальных объектов, и в программе по переселению из ветхого жилья. Мы сегодня обсуждаем тему выделения участков под индивидуальное жилищное строительство. Всё это говорит о том, что посёлок будет развиваться. Тем более это важно, что сегодня в нашей области уделяется много внимания развитию речного транспорта. А здесь – основное предприятие работает стабильно, имеет свои традиции, обеспечивает работой жителей посёлка. И есть у руководства планы не только по ремонту судов, но и строительству новых. Вопросы по техническому обеспечению и подготовке кадров, на мой взгляд, решае­мы, надо приложить усилия, они дадут положительный результат.

Автобус, выезжая из посёлка, свернул на накатанную автостраду. Позади остался роскошный сосновый бор, который сумкинцы берегут, липовые рощицы в центре, замершие во льду речной гавани буксиры-толкачи и многотонные баржи. Всё – в ожидании весны. И перемен к лучшему?

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)