Суббота, два часа дня… 401-я аудитория института филологии и журналистики Тюменского госуниверситета полна людей. А ведь она самая большая во всем корпусе. Мест уже нет, но люди все подходят и подходят.
За партами сидят по два, а то и по три человека. Смеются, улыбаются, переговариваются. Людские голоса сливаются в единый гул, и возникает чувство, что сидишь не в университетской аудитории, а посреди… пчелиного улья. Кто-то нервно крутит ручку, кто-то повторяет правила русского языка, а кто просто «сидит» в своем мобильном телефоне, ни на что не обращая внимания.
Сегодня всем собравшимся в этой аудитории, и не только, предстоит написать «Тотальный диктант».
Проверить свою грамотность пришли тюменцы самого разного возраста – школьники, студенты, взрослые.
Перед каждым на парте – два листа бумаги. Чистовик с формуляром для имени и фамилии и черновик. Девушки в красных майках с надписью «Я филолог, и горжусь этим» раздают авторучки с логотипом диктанта.
На большом экране, один за другим, сменяются слайды с подсказками: правила постановки тире, написания имен собственных, сложных слов. Тут же можно увидеть и план диктанта.
– Наверное, пора, – говорит Светлана Смыслова, доцент кафедры русского языка.
«Тотальный диктант» – это не только шанс для каждого проверить свою грамотность, но и способ отследить «тенденции развития письменной речи».
В этом году текст диктанта под названием «Опасности райских кущей» предложила писательница Дина Рубина. Он – об Интернете и опасностях, пользе и вреде, которые может принести нам «всемирная паутина». Основной вопрос – так что же такое Интернет? Добро или зло?
Начался диктант с авторского прочтения.
– У меня к вам просьба, – обращается Светлана Леонидовна ко всем присутствующим. – Постарайтесь не всматриваться в видеоряд, больше слушайте. Видео прислали буквально полтора часа назад и не в том формате, так что видеодорожка не соответствует звуку.
И, правда, на экране еще не появилось изображение, а голос автора уже начал читать: «Часть вторая. Опасности райских кущей»…
Воцаряется тишина. Люди слегка наклонив головы, вслушиваются в голос Дины Рубиной. Смотрят в окно, закрывают глаза, кто-то успевает записывать текст в черновик.
Сразу после прочтения наступает черед разбора наиболее сложных частей текста.
– Как вы наверно заметили, автор обращается к афоризмам, которые принадлежат Хосе Ортега-и-Гассету и Ювеналу, – вновь обратилась к залу Светлана Смыслова. (Тем временем на экране появилась подсказка). – Они, как и цитаты, заключаются в кавычки. Теперь приступим…
Нина Неупокоева то и дело заглядывает в открытые двери, ведь, среди остальных, пишет диктант ее 11-летний внук Миша.
– Вон там, в рубашке, на предпоследнем ряду сидит, – показывает женщина. Учится Миша в пятом классе школы N 25 и, как рассказывает Нина Михайловна, очень любит русский язык.
– Первый раз участвует в «Тотальном диктанте». Они еще многого по программе не проходили, – переживает бабушка.
Сама Нина Михайловна – преподаватель, только не русского языка, а психологии. Кстати, этот корпус для внука – уже привычное место, приходил сюда не раз, ведь раньше вместе с филологами здесь учились и будущие психологи.
… Тем временем к 401 аудитории подходит народ из соседнего кабинета, где тоже проходил «Тотальный диктант» – только что сдали свои работы и пришли посмотреть на других.
Тут тоже все написали, настало время проверки. «Райские кущи», но не в именительном падеже, а в родительном, не давали всем покоя.
– Так сколько все-таки букв в слове «кущей»? – чуть ли не крича, спрашивает девушка с последней парты. Неуверенный молодой человек, по соседству с девушкой, начинает черкаться в работе. Между тем, выясняется, что букв в трудном слове ровно пять.