Медиакарта
9:54 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стандартный стиль

Школьная форма возвращается – кому и зачем это нужно

О введении обязательной школьной формы в нашей стране разговоры идут давно. Особо остро этот вопрос встал после известного инцидента в одной из школ Ставропольского края, когда директор учебного заведения порекомендовала ученицам-мусульманкам сменить хиджаб на нейтральную косынку. Это вызвало резкое негодование и неприятие среди мусульманского населения региона. Вскоре глава государства заявил о необходимости введения обязательной формы во всех школах России.

В тобольских школах так называемого «форменного беспредела» нет. Почти во всех средних общеобразовательных учреждениях города принят негласный закон – «тёмный низ, белый верх». Педагоги стараются следить за видом учащихся, напоминают детям и родителям о внут­ренних правилах школы, где прописаны требования к внешнему виду учеников. И всё же иногда школьники умудряются «выделиться» – стразы, блёстки, яркие полоски, короткие юбочки, прозрачные блузки, обтягивающие джинсы, готические эмблемы (черепа) и т.д. Между тем в некоторых местных школах, к примеру в «тринадцатой», уже не первый год среди обучающихся младших классов введена практика ношения формы (не обязательной для всех, но предпочтительной). И большинство ребят и их родителей это поддерживают. Кстати, при этом дети не перестали быть внешне отличающимися друг от друга. Для каждого одежда шилась индивидуально, по желанию заказчика, только материал был закуплен одинаковый. И совсем, надо сказать, не скучный – тёмно-бордового цвета. Что же на данный момент готовит Минобрнауки РФ для российских школ? На сайте министерства опубликовано письмо, согласно которому внешний вид и одежда школьников должны соответствовать общепринятым в обществе «нормам делового стиля и носить светский характер». Ученикам не рекомендуют носить одежду, обувь и аксессуары, которые могут нанести им травму. Кроме того, ребятам следует избегать символики асоциальных неформальных молодёжных объединений, а также пропагандирующих наркотические вещества и аморальное поведение. Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса, учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. Поэтому школьники из многодетных семей должны бесплатно обеспечиваться одеждой для посещения занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Общий вид одежды обучающихся, её цвет, фасон будут определяться советом школы, родительскими комитетом, классным и общешкольным родительским собраниями, попечительским советом. Образовательное учреждение вправе устанавливать несколько видов одежды: повседневную, парадную и спортивную. Форма учеников должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам.

Ученики: «Унишкольная...Униформа...»

Екатерина Вараксина, 16 лет: – Школьная форма – тема не новая. Носить иль не носить? Вот в чём вопрос. Как у любой вещи или предмета, у школьной формы есть плюсы и минусы. Те, кто против, обычно аргументируют это так: во-первых, единообразие убивает в детях творческое начало, мешает проявлять индивидуальность, а также развивать вкус в одежде. Во-вторых, строгий «офисный» стиль не уместен для совсем маленьких детишек. В-третьих, не все родители могут позволить себе приобрести специальную форму, особенно если семья многодетна.

Однако есть и множество плюсов. И думаю, что они перевешивают! Один из главных – социальное уравнивание. Одинаковая форма не будет подразделять детей на бедных и богатых. А с нынешними «замашками» деток олигархов, это было бы очень кстати.

Второй немаловажный фактор – влияние строгого стиля на дисциплину учащихся. Одежда в большинстве случаев очень сильно влияет на поведение человека. Можно отметить, что привычка носить строгую форму гарантирует то, что дети будут отдавать предпочтение официальным заведениям и одеваться будут подобающе. Лично моё мнение таково: дресс-код в учебном заведении создаёт имидж ученика. А школа сразу кажется элитной, солидной и привлекает тем самым будущих учеников.

Сергей Григоренко, 13 лет: – По-моему, школьная форма должна быть прежде всего удобной и не стеснять движения. Я, конечно, не против стандартной чёрно-белой формы, но большинству удобнее ходить в джинсах или спортивной форме. И поэтому ученики и учителя постоянно воюют между собой. Школьников водят к завучу, звонят родителям. Назло учителям всё больше ребят ходят в свободной форме. Но и учителям приходится непросто – их лишают премий, выговаривают, из-за чего они становятся только строже. Я был бы очень рад, если бы форму сделали свободной. Людмила Рустамова, 14 лет: – Я считаю, что форма ограничивает индивидуальность людей. Не каждый захочет быть похожим на другого, ведь в подростковом возрасте все стремятся быть оригинальными во всём. Вторая сторона вопроса – финансовая. Не у каждой семьи найдутся средства для школьной формы, которую нужно каждый год заново покупать.

Феруза Шарипова, 14 лет: – Я считаю, что в нашей школе форма не нужна – вряд ли её будут носить. Но если её всё-таки введут, форма должна быть удобной и красивой, ткань – приятной на ощупь, неброских цветов. Юбка – чуть выше колена, а блузка с небольшим вырезом.

Дмитрий Велижанин, 16 лет: – Я против классических брюк и рубашек. Я считаю, что во всех учебных заведениях города нужно про­вести опрос и узнать, кому что нравится.

Наталья Нуждина, 14 лет: – В моей школе нет определенных требований к одежде, главное чтобы она была в чёрно-белых тонах. Но дети всё равно ходят в джинсах и ярких футболках. На замечания учителей ребята часто отвечают грубо. Если в школе введут форму, то она должна быть удобной для всех. Я считаю, что с введением формы все будут выглядеть практически одинаково. Школьная форма это не так уж и плоха, как думают большинство детей.

Родители и учителя: «Форма необходима»

Ирина Парфёнова, учитель истории, школа № 14: – Буквально на днях управляющий совет нашей школы совместно с советом старшеклассников и родителей решили, что форма необходима. Во-первых, актуальным мотивом в пользу ношения такой одежды для наших ребят стала возможность нивелировать социальное расслоение. Во-вторых, это своего рода самоорганизация школьника, в деловом костюме он уже настроен на определённый вид деятельности. В-третьих, это очень красиво и приятно глазу, особенно для педагогов. Не зря все годы, даже после отмены школьных форм в 90-х годах, на выпускной девочки надевают формы с красивыми белыми фартуками. Моё личное мнение, что форма нужна, но к единой одинаковой одежде возвращаться не стоит, должна быть свобода выбора, хотя и в определённых рамках.


Надежда Самойлова, мама ученика школы № 13:

– Мне очень нравится, как выглядят наши дети – аккуратно, нарядно, подтянуто и красиво. Они все индивидуальны, но что-то их объединяет, они – класс, и это сразу видно. Когда захожу в школу и смотрю на старшеклассников, не умеющих даже выдержать в одежде элементарного условия «чёрное–белое», не могу воспринимать их как школьников, они словно случайно забежали в школу. Я за то, чтобы форма была, но не такая категоричная, как в моём детстве. Все девочки в коричневых платьях, мальчики в синих костюмах – никакого разнообразия. Надеюсь, что такого уже не будет, сейчас очень много школьных коллекций одежды.

Производитель одежды: «Надо бы поторопиться…»

– Школам, видимо, ещё не до разработки формы, сейчас у них напряжённая пора, – говорит директор Тобольской швейной фабрики Лариса Зорина. – Месяца полтора назад обращались к нам из средней школы № 4, обсуждали, но конкретного заказа пока не поступило. А вообще-то, надо бы поторопиться: пошив формы – процесс довольно длительный, зависящий не только от расторопности швей, но и от многих других факторов. У нас на фабрике есть множество образцов ткани. Школам предстоит не только разработать фасон, но и определиться, в какой цветовой гамме будет решена модель. Ещё неизвестно, будут ли в наличии именно такие ткани на закупочных складах.

Форма, я понимаю, вводится по всей стране… Школьную одежду мы шьём уже несколько лет по индивидуальным заказам родителей. И сейчас готовы принять пакет любого объёма и любой сложности.