Медиакарта
5:37 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особенная актерская свобода

21:28 | 12 апреля 2013

– Я свободен! – снова и снова кричит со сцены кукольный Геракл в финале спектакля. Полный зал малышей поднимает руки и аплодирует. Вряд ли они задаются вопросами о том, что такое свобода и зачем она нужна, но отчетливо понимают, что на сцене происходит нечто очень важное. Эту мысль Юрий Гурьевич Федоров, заслуженный артист России, исполняющий роль Геракла, умеет донести даже до тех детишек, которым всю постановку не сиделось на месте. У Юрия Гурьевича, которого в театре кукол все просто и душевно зовут «Гурич», всегда была самая благодарная, но при этом и самая сложная, самая непослушная публика. Занять их и рассмешить – искусство и дело чести для кукольника. Федоров умеет. Шутка ли – 27 лет актерской работы? Свои первые актерские шаги по сцене тюменского кукольного театра Юрий Гурьевич сделал в 1986 году, будучи студентом Свердловского театрального училища. А если говорить вообще о шагах по сцене, то окажется, что Федоров, а точнее, мальчишка-восьмиклассник Юра, занялся драматическим искусством. Он пришел в театральную студию при ДК «Нефтяник», которым руководил выпускник Челябинского института культуры Владимир Петрович Заровнятных. Он-то впервые и разглядел в Федорове будущего актера. И посоветовал отправиться в Свердловск, учиться драматическому искусству. Поехать-то Юрий поехал, хотел стать артистом театра драматического, но, успешно пройдя три вступительных тура, «пролетел». Казалось бы, все. Но повезло! Расстроенный Федоров был пойман чуть ли не за рукав одним из педагогов, который предложил ему поступать на кукольное отделение. Отучился три года. Дальше – армия. Он служил, а многие его сокурсники уже разлетелись по стране, по разным театрам кукол. Федоров же, отслужив, вернулся в родную Тюмень. И, кстати, не от какой-то там безысходности это сделал. Напротив, тюменский кукольный театр тогда громыхал славой по Уралу и Сибири. Как раз в те годы были поставлены сильные спектакли «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина, «До третьих петухов» с участием народного артиста России Станислава Железкина… Словом, когда Юрия Федорова в 1986-м приняли в тюменский кукольный, он был счастлив. Со спектаклем про тигрят «Нинингра и Алигру» Юрий Гурьевич ездил по Северу. Молодого актера постепенно вводили во все постановки. Три года, с 1987-го по 1990-й, вместе с Сергеем Кузиным, своим первым в Тюмени наставником, он трудился на курганской сцене, гастролировал по Италии, Испании, Франции, Югославии… Но всегда возвращался в Тюмень. Здесь актерская жизнь текла своим чередом: спектаклей становилось все больше, как и разнообразных ролей. Федоров сыграл Царя в «Царевне-лягушке», Принца в «Золушке», Мухомора в «Волшебном дождике», Шакала в «Сэмбо». Кстати, за Шакала в 1998 году на областном фестивале-конкурсе «Золотой конек» Юрий Федоров был удостоен премии «Лучшая мужская роль». За годы работы в театре он исполнил более сотни ролей: примерно по четыре новые каждый год. Сегодня проще перечислить те роли, в которых Юрий Гурьевич не был занят! А сколько театральных смешных казусов хранит его память – об этом надо рассказывать отдельно… … Сегодня его Геракл кричит: «Я свободен!» То же самое можно сказать и о самом актере Федорове. Его свобода – это свобода выбора. Юрий Гурьевич не раз говорил о том, что быть актером – это то, чего он хотел и хочет. Пусть даже кукольники редко бывают звездами и хорошо зарабатывают. Рядом с ним – любимая семья: жена и трое детей. Рядом старые друзья. Родной коллектив. Любимый зритель. Федорову давно удается не меняться, оставаясь тем самым «Гуричем», которого сами актеры считают душой театра. Эту «душу» не изменило в худшую сторону ни признание, ни награды, ни звание заслуженного артиста России. А еще он часто говорит о счастливом случае и актерском везении. Счастье – родиться мужчиной, а не женщиной («сколько хороших актрис пропадает просто потому, что не могут найти работу»). Счастье – когда у тебя есть любимая работа и ее много. Счастье – когда в день рождения актера полный зал малышей кричит: «По-здрав-ля-ем!».

Автор: Оксана Чечета