По статистике, каждая вторая жалоба тюменцев в ГИБДД и автодорожный надзор – на общественный транспорт.
– Случается, что за один день к нам поступает 15 обращений, – рассказал старший государственный инспектор управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области Александр Федоренко. – Люди говорят, что до самих перевозчиков они почему-то дозвониться не могут.
– Дозваниваются! – возражает Владимир Фомин, начальник отдела безопасности дорожного движения ПАТП-1. – Другое дело, что по телефону граждане жалуются, а на личную беседу, чтобы можно было, как положено, все засвидетельствовать, прийти отказываются. И вообще, сетовать на общественный транспорт проще всего – мы очень заметные. А почему с автомобилистов спрос меньше? Часто именно они виноваты в том, что водители автобусов вынуждены нарушать правила!
В четверг в актовом зале ПАТП-1 встретились представители автодорожного надзора, ГИБДД, «Тюменьгортранса» и работники автотранспортных предприятий, муниципальных и частных.
Первые говорили о том, что назрела необходимость ужесточить контроль за перевозчиками, потому что по-другому их, видимо, дисциплинировать уже нельзя. Вторые настаивали на том, что они и рады бы соблюдать дисциплину на дорогах, но только условий к этому нет.
– Представьте: надо автобусу выехать из остановочного кармана, а перед ним стоит автомобиль, водитель которого включил «аварийку» и кого-то ждет, – поднялся со своего места перевозчик Сергей Клейменов. – Автобусу приходится объезжать машину и выворачивать от остановки сразу в третий крайний ряд – иначе не получится! А где в это время инспекторы ГИБДД, почему не накажут автомобилиста за стоянку в неположенном месте?
Инспекторы ГИБДД, твердо уверены перевозчики, играют в одни ворота. То есть – в их, «общественников», ворота. Примеров у «автобусников» нашлась масса. Владимир Фомин припомнил, как инспектор оштрафовал водителя автобуса за то, что тот переехал стоп-линию перед светофором, а на водителя легковой машины, который поступил точно так же, внимания почему-то не обратил.
Высказался по этому поводу и директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин:
– Один раз наш автобус остановили за то, что он поворачивал на мигающий зеленый сигнал светофора. Водитель сумел доказать, что это не запрещено, только когда инспектор ГИБДД заглянул в… правила дорожного движения! Однако и это еще не все. Инспектор попросил у водителя талончик техосмотра. Тот настолько растерялся, что не сразу вспомнил, что талончиков техосмотра теперь нет, вся информация о техническом состоянии автобуса находится в диагностической карте, которая у водителя, конечно, была! Его отпустили без штрафов, так как нарушений не нашли. Но он потерял сорок минут! В это время нам уже звонили из «Тюменьгортранса» и спрашивали, куда делся автобус, почему сбился с графика?
Последние несколько лет перевозчики только и говорят, что о пресловутых графиках. Дескать, из-за установленных «Тюменьгортрансом» жестких временных рамок вынуждены превышать скорость, «подрезать» других участников движения, проскакивать на красный сигнал светофора…
– Не только в графиках причина, – считает заместитель начальника областного УГИБДД Алексей Чубаров. – Мы специально проводили анализ аварий с участием автобусов. Выяснилось, что из семи, попавших в ДТП, из графика выбивался только один. Все остальные, получается, нарушили… просто так.
Возможно, потому что обгоняли конкурентов, предположил Сергей Клейменов. Он пожаловался на то, что по некоторым направлениям ездит слишком много автобусов. Особенно общественным транспортом перегружен центр Тюмени. Например, 30-й маршрут практически полностью дублирует 14-й. Отсюда и безумные гонки – не только за временем, но и за прибылью.
– А в чем мы можем обвинить водителя? – спрашивает Клейменов. – В том, что он хоть как-то пытается прокормить своих детей?
Да, но ценою жизни других детей. И взрослых – тоже. За последние три месяца в «автобусных» ДТП пострадали 30 человек, один погиб.
На встрече вспомнили о недавнем резонансном происшествии с участием маршрутки, которая столкнулась с легковым автомобилем, потому что, по предварительным данным, проигнорировала знак «Движение по полосам». В этой аварии пострадали пять пассажиров «газели» и водитель легковушки.
Говорили и о ДТП на Велижанском тракте, где автобус «Нижняя Тавда – Тюмень» насмерть сбил человека.
– Информация по всем ДТП, в которых виноваты водители общественного транспорта, будет направлена в городскую администрацию, чтобы там приняли решение о расторжении договора с перевозчиками, – сказал Алексей Чубаров. – Ничего другого нам не остается.
«Только останутся ли после этого желающие работать водителями автобусов?» – усомнились присутствующие. По словам Алексея Шукшина, шоферы и так регулярно бросают ключи со словами: «Работайте сами!» Зато на освободившиеся места с большой охотой приходят иностранцы, что явно не способствует улучшению дорожной ситуации.
– Сегодня престиж водителя общественного транспорта опущен ниже плинтуса, – говорит Шукшин. – С одной стороны, водитель находится под вечным страхом штрафов и выговоров. С другой, от него требуют выполнения графиков, которые объективно не соответствуют движению в городе. Наверное, такая двоякая ситуация – неправильна. И нужно искать золотую середину. Мы готовы выполнять все предъявляемые нам требования, но просим, чтобы и наше мнение учли.
– У нас нет ни одного заявления от перевозчиков с просьбой изменить график движения, – парировал заместитель директора «Тюменьгортранса» Дмитрий Новоселов. – Но мы согласны рассмотреть все обращения.
…А одним из первых заявлений от водителей автобусов была просьба о том, чтобы их «хоть немного уважали».
– Понимаете, человек выходит из строя намного быстрее и чаще, чем машина, – сказал Владимир Фомин. – Я сам водил автобус и знаю, сколько негатива накапливается за день: кто-то обругал, кто-то «подрезал», а потом остановил сотрудник ГИБДД… Не удивительно, что рано или поздно водитель автобуса сорвется. Нет у нас сейчас уважения к общественному транспорту!
Хотя у многих автомобилистов и пассажиров на этот счет, наверное, есть свое мнение. Они уверены, что это водители автобусов «плевать хотели» на всех остальных участников дорожного движения. Далеко ехать не надо, чтобы убедиться: автобусы часто поворачивают налево с правой крайней полосы; не предупреждают заблаговременно о своем маневре; превышают скорость, гоняясь с легковушками, словно участники «Формулы-1»…
И если в прошлом году муниципальные транспортные предприятия только догоняли частников по показателям аварийности, то теперь они – в лидерах. И это очень тревожная тенденция.