Каждое утро перед тем, как попасть на урок к своим ученикам, Наталья Дудченко сама, словно ученица, привычно отвечает на строгие вопросы людей в форме: «Сотовые телефоны с собой есть? Сим-карты? Другие запрещенные предметы?»
И хотя заученный урок давно отскакивает от зубов, этой процедуры не избежать. Таковы правила режимной зоны - Тюменской воспитательной колонии.
– Я преподаю здесь уже 15 лет, – говорит Наталья Валерьевна и, кажется, сама удивляется произнесенной вслух цифре. – Приехала в Тюмень из города Петропавловска. О том, что в воспитательную колонию требуется учитель химии и биологии, услышала случайно. Пришла, и меня приняли!
На заре ее работы сюда приехали журналисты телевидения - снимать сюжет об учителях.
– Я тогда молодая была, на эмоциональном подъеме, вот и пообещала на всю страну, что буду готовить наших воспитанников, ни много ни мало, к поступлению в вузы! – улыбается своим воспоминаниям Дудченко. – Приходится держать обещание. Но, если честно, у меня нет точной информации, сколько выпускников нашей школы продолжает учебу в вузах. Однако очень надеюсь на то, что хотя бы кто-нибудь из них выбрал для себя верную дорогу!
Беседуя со мной, Наталья Валерьевна готовится к открытому уроку по химии. Она будет рассказывать о витаминах. Это тема ее конкурсного занятия. Наталья Дудченко стала финалистом 19-го Всероссийского конкурса «Лучший учитель года школ воспитательных колоний», который в этот раз проводили в Тюмени.
– Это и большая честь для нас, но и большая ответственность, – говорит заместитель начальника УФСИН по Тюменской области Андрей Черунов.
По мнению же Елены Зеленовой, генерального директора московского фонда «Попечитель», который стал соучредителем конкурса, такой опыт пойдет школе Тюменской воспитательной колонии только на пользу. Во-первых, организаторы конкурса и ФСИН России всегда выделяют принимающей стороне средства на косметический ремонт классов, закупку новой мебели и оборудования. Во-вторых, приезд гостей, преподавателей из других регионов и членов жюри – это неплохая встряска для воспитанников.
– Я была во многих российских колониях и школах, – говорит Елена Зеленова. – Вообще-то, стараюсь их между собой не сравнивать, но… Здесь уже пообщалась с десятиклассниками. И меня очень порадовало, что эти ребята с суровыми на первый взгляд лицами сразу же открылись фактически незнакомому человеку. В них нет агрессии, они благодарны тем, кто несет им что-то новое и интересное…
И действительно, громкое разноголосое «Спасибо вам!» в конце каждого урока – это не простая формальность, которой малолетних осужденных кто-то научил, говорит Наталья Дудченко. Это их собственная инициатива.
… Звенит звонок. Школяры в одинаковой форме и с одинаковыми «прическами» (бритыми почти под ноль головами) усаживаются за парты. Каждый участник преподавательского конкурса расставляет столы по своему усмотрению. Кто-то решает, что ребятам лучше сесть полукругом, кто-то рассаживает их рядком… Стандартов в работе с такими специфическими учениками лучше избегать. К любому обычному уроку они потеряют интерес на первых же минутах, а вот если их чем-то удивить (на их языке – «зацепить»), то благодарнее публики не найдешь.
Поэтому учитель русского языка и литературы Александр Шабанов из Воронежской области пришел с… баяном.
– Я сыграю вам мелодию, которой меня научил мой преподаватель музыки, – говорит он парням, с удивлением разглядывающим музыкальный инструмент. – Считаю, что этот человек принес много добра в мою жизнь, он привил мне любовь к прекрасному. А кого вы хотели бы поблагодарить в этой жизни?
Под звуки вальса мальчишки неуверенно берут в руки зеленые листочки, переглядываются, прикрывают то, что пишут на них, друг от друга ладошками.
– А вы не прячьте этих имен, их можно и нужно называть вслух, – говорит учитель.
Мама, тренер по хоккею, тетя, которая вырастила, первая учительница, старший брат… Парни выходили к доске и клеили листочки с именами людей, которые им дороги. Получилось своеобразное древо добра.
Любой сторонний наблюдатель наверняка бы сыронизировал: где добро и где эти малолетние преступники? Но у Александра Шабанова на это свой взгляд. Добрый. Он выглядит не намного старше, чем эти ребята, но умудряется с самого начала занятия расположить их к себе. Поэтому, когда мы с Еленой Зеленовой выходим из класса, чтобы попасть на другой урок, они не особенно-то и обращают на нас внимание. Открыв рты, слушают своего нового учителя.
– А нам по классам лучше не ходить! – встречает в коридоре Андрей Черунов. – Форма учеников отвлекает. Если увидят кого-то из представителей администрации, то сразу поднимаются с мест. Дисциплина у нас не то, что в обычных школах…
Сотрудники колонии и управления областного ФСИН наблюдают за происходящим из коридора, сквозь прозрачные двери.
В одном кабинете учитель математики и физики Юлия Долматова из Волгоградской области рассказывает колонистам о пирамидах. В другом преподаватель русского языка и литературы Ирина Грачева из Приморского края показывает видеоролик: спортсмены проделывают на турниках немыслимые трюки. Это занятие посвящено здоровому образу жизни.
В конце занятия Ирина Николаевна просит ребят выбрать для себя одну из цитат, вывешенных на доске: «Я – личность, все в моих руках», «От судьбы не уйдешь, будь что будет», «Мне все равно»…
Долговязый Миша крепит цветной магнитик возле первой фразы. Говорит, что теперь постарается взять свою жизнь в свои же руки. На турнике он так крутиться, конечно, не умеет, может, и не научится никогда - зато может профессионально класть плитку. Выучился этому здесь, в колонии. Надеется, что «на воле» новая специальность ему поможет.
Когда снова звенит звонок, никто из учеников не выбегает из класса, сломя голову. На выходе их встречают сотрудники колонии, провожают до общежития. С дисциплиной здесь, и правда, порядок.
… Открытые уроки в воспитательной колонии проходили всю прошлую неделю. Лучшим из восьми финалистов жюри признало воронежца Александра Шабанова.