Медиакарта
21:25 | 30 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы начинали с чистого листа

Мы начинали с чистого листа
08:18 | 19 апреля 2013
Источник: Призыв

Вместо предисловия

Более двадцати лет работаю в редакции районной газеты и все эти годы освещаю тему местного самоуправления. Двадцать с небольшим лет – это, в общем-то, юный возраст. Но как в хорошей песне: видано-перевидано. Реформирование власти на местах, пилотные площадки, зарубежный опыт, которым делились главы сельских поселений. Интересные экспедиции областных и районных СМИ, в частности в Уватский район, где глава района Юрий Олегович Свяцкевич с земляками, вопреки организующей и направляющей воле, пошёл своим путём. И убедил в правильности своих аргументов. Замечу, решающим в их случае уже тогда был «углеводородный», «нефтяной» довод. Особые впечатления – участие во Всероссийских конкурсах СМИ «Власть народная», где мне дважды удалось присутствовать и стать призёром конкурса. Подведение итогов на торжественной церемонии в Совете Федерации, обмен опытом и встречи в Одинцовском муниципалитете Подмосковья.

Новый этап преобразований – переход на двухуровневую модель, когда необходимая часть полномочий передаётся муниципальному району. Новая схема бюджетных взаимоотношений. Возможность более эффективно использовать финансовые, материальные ресурсы, когда они собраны в единый кулак. Простейший пример. Приведение в нормативное состояние учреждений социальной сферы обходится в десятки миллионов рублей, капитальный ремонт учреждений культуры – в сотни. Надо ли говорить, что при поселенческой раздробленности бюджетных средств эта проблема вряд ли была бы решена.

Наши сегодняшние публикации в тематических страницах «Сельское поселение: информация, события, люди» – это рассказ о том, как муниципальный район и сельские поселения строят дороги, газифицируют сёла, поддерживают в должном порядке социальную сферу, помогают встать на ноги местным предпринимателям.

Нам кажется интересным узнать мнение на предмет пройденного местным самоуправлением пути главы муниципального образования, председателя районного представительного органа Сергея Ивановича Замятина.

– Сергей Иванович, Вы ведь в органы власти пришли задолго до того, как эту деятельность стали называть местным самоуправлением.

– Совершенно верно. В 1977 году был избран депутатом районного исполнительного комитета. Работал два созыва подряд. Советская власть. Функции совершенно иные. Экономическое и социальное положение стабильное. По депутатским наказам строили школы, дома культуры, ФАПы, жильё, дороги. Правда, сельсоветы на местах особых полномочий не имели: сейф да печать. Это была отлаженная за семидесятилетнюю историю, чёткая, планомерная система. Достаточно демократичная. Доярки, механизаторы, учителя, врачи избирались депутатами областного и республиканского советов народных депутатов.

– Вспомните 90-е годы, когда губернатор Тюменской области Леонид Юлианович Рокецкий передал власть на местный, поселенческий уровень, передал бюджеты. Областная дума приняла пакет законов, регламентирующих взаимодействие власти и населения в условиях местного самоуправления. Приводила региональные законы в соответствие с федеральными. Что позитивного было в этой модели? Какие «узкие места»?

– Мы говорили тогда: власть наиболее приближена к проблемам людей. Серьёзная работа началась с участием представительного органа в вёрстке бюджета. При ценовом скачке, инфляции, падении производства требовалось собирать налоги и наиболее справедливо распределялись доходы. Огромные задержки по зарплате, социальные пособия не выплачивались. В Юрге много учреждений федерального подчинения. Возникали сложные вопросы с ремонтом, содержанием, какие-то кадровые моменты.

– Бюджетники стояли в пикетах. Звучит это сегодня зловеще и непривычно. Кто-то благополучно пережил то время, кто-то не сумел. Но, очевидно, эти годы надо считать новой «колыбелью» местного самоуправления. Что удалось? Чему научились?

– На первоначальном этапе была создана нормативная база местного самоуправления. Принятие устава. Самостоятельное рассмотрение бюджета, вопросов землепользования и собственности. Состав депутатов был грамотный, подготовленный. Рассматривали на заседаниях, которые длились по несколько часов, вопросы благоустройства, газификации, предоставления льгот отдельным категориям населения, тарифы на газ и теплоснабжение, льготные кредиты на посевную и уборочную.

– Основополагающий момент местного самоуправления – наличие налогообразующих предприятий, дающих средства в местный бюджет. В тот период начался отток предприятий и учреждений в соседние районы, а вместе с ними и налогов.

– Согласен. Чем меньше источников доходов, тем слабее власть. Нас «гасили» экономически и финансово. Проблем добавила так называемая оптимизация учреждений бюджетной сферы. Это коротко, что касается плюсов и минусов.

– Сергей Иванович, что касается лично Вас, можно в конкретике? У Вас были сложности? Как нарабатывался опыт? Какие вопросы решали? За какой участок работы отвечали?

– Мой круг вопросов – коммунальная служба. Финансирование шло сложно. Расходов у территории много, а «карман» один. Получали лишь половину средств, заложенных в бюджет. Я, как депутат, пробивал эти вопросы. Занимались благоустройством села. В меру сил и возможностей старались, чтобы людям жилось лучше. Период становления был сложным. Начинали с нуля. С чистого листа. Трудно вникали в вопросы по своей неосведомлённости. Но учились, действовали где-то методом проб и ошибок. Действенной стала учёба за рубежом, в Германии. Семинары и курсы в Уральской академии госслужбы. Я участвовал в работе Всероссийского семинара по проблемам разделения полномочий ветвей власти.

– Какой важной проблеме было уделено больше внимания и как её удалось решить?

– Проблеме чистой воды для районного центра. Реконструкция водозабора, очистных сооружений. При поселенческой модели сельским районам перепадало немного, и этот вопрос оставался острым и неподъёмным. Решили его позже, при двухуровневой системе местного самоуправления. В том, что наш район одним из первых получил чистую воду, есть и моя заслуга.

– Сергей Иванович, я могу заблуждаться, но в тех трудных условиях был всплеск активности населения в вопросах местного самоуправления. Лозунг: люди – хозяева территории, он работал. Тенденция дня сегодняшнего: пассивность населения. Люди не чувствуют себя участниками процесса. Как Вы считаете?

– Думаю, Вы правы. Недостаёт живого общения с людьми, хотя в силу функциональных обязанностей с жителями района и сёл встречаются и управленцы, и депутаты.

– На Вас, как на председателе районного представительного органа, лежит ответственность за принимаемые решения. Ощущаете её, когда эти решения непопулярные, так скажем?

– А что делать? К сожалению, законодатель не успевает за реалиями времени, не в состоянии предвидеть явления, которые возникают. 131 Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления принят пятнадцать лет назад. 72 изменения и дополнения было внесено в него на сегодня.

– О том, как эффективнее управлять муниципалитетами и сельскими поселениями, повысить качество местного самоуправления, шёл разговор на недавнем совместном заседании совета представительных органов муниципальных образований и президиума совета муниципальных образований Тюменской области с участием губернатора. Какие главные аспекты обозначил губернатор в своём выступлении перед участниками совещания?

– Самый актуальный сегодня вопрос, по словам губернатора, – исполнение муниципалитетами возложенных на них полномочий и финансовое обеспечение территорий. У региона изъят довольно ощутимый ресурс – налог на добычу полезных ископаемых, который составлял 30 процентов доходной части бюджета. Владимир Владимирович Якушев нацелил муниципальные образования вести активную инвестиционную политику, искать точки роста, которые способны раскрыть экономический потенциал территорий. Речь шла о формировании в регионе благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию экономического потенциала муниципалитетов, увеличению налогооблагаемой базы, созданию новых рабочих мест.

– Прокомментируйте данный тезис применительно к нашему муниципальному району.

– Задача непростая. Районная исполнительная власть не раз и не два предпринимала попытки поисков инвесторов. К сожалению, у наших инвесторов свои задачи на первом плане. Как живёт и будет жить население – для них вопрос второй. Добавьте к этому несовершенство наших законов, и поймёте, как трудно затевать какие-то широкомасштабные проекты. В этом сложность.

– Председателям представительных органов муниципалитетов вручены почётные грамоты и благодарности за добросовестный труд и большой личный вклад в развитие местного самоуправления и активную работу в Совете представительных органов муниципальных образований. В том числе Вам. Сергей Иванович, 21 апреля в соответствии с Указом Президента Российской Федерации впервые отмечается День местного самоуправления. Есть повод для поздравлений.

– Есть повод собраться представителям органов местного самоуправления, чтобы услышать дельные предложения по совершенствованию нашей деятельности. В демократичной форме высказать своё мнение каждому. Как привлечь инвесторов? Как создать рабочие места? Как привлечь население к управлению сельскими поселениями?

– Как, по-Вашему, привлечь к самоуправлению жителей сельских поселений?

– Оно должно чувствовать, что власть живёт их заботами, что всех волнуют общие проблемы, общие интересы.

Автор: Т. Усольцева