Медиакарта
7:17 | 1 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Особенная барышня

Малоупотребительным словом «барышня» её назвали впервые в пять лет в деревне под Воронежем, где она и родилась. В тот день Саша с самого утра караулила, когда разойдутся по домам мальчишки. Девочке было совершенно необходимо, чтобы они ушли, потому что она хотела спрыгнуть с крыши погреба, притулившегося в углу двора. Но хотеть-то хотела, а вот уверенности в том, что в последнюю минуту не испугается, у неё не было. Вот тогда-то и прозвучал спокойный голос учительницы, которая говорила ей, что прыгают с крыши мальчишки, а ей этого делать нельзя, потому что она барышня. «Да? – удивилась Саша, незнакомое слово ей понравилось. – Ну значит, я особенная барышня», – решительно заявила она.

Особенная барышня? Пожалуй, что так. С виду золотоволосый ангел, а в глазах чёртики скачут. Она таки прыгнула тогда с крыши, а на следующий день делала это наравне с мальчишками. С тех пор Александра знала, что она особенная барышня.

Когда её родители переехали в Воронеж, она и вовсе стала городской. Сначала Александра хотела быть, как и её подруга, поваром- кулинаром, спасибо, интеллигентные родители отговорили. Они прочили ей совсем другое будущее. Так что в положенное время с первого захода поступила на географический факультет Воронежского университета. Кто-то тогда шептал об известных родителях, другие вспоминали, что она сама не лыком шита и что важнее – у неё быстрый ум и отличная память.

Александра окунулась в студенческую жизнь. Всё ей нравилось: и преподаватели, и большие аудитории, но главное – ей нравилось учиться. Здесь любимым предметом, помимо географии, конечно, стала и физика. А вот всевозможных танцулек, шумных компаний избегала, так как считала себя неприметной девушкой, благо что барышня. Но ведь как раз барышни и не бегали по танцам, они посещали балы. Но при этом она, по её словам, могла поддержать разговор на любую тему.

Тем не менее атмосфера её юности была потрясающей. В 20 лет она уже имела первый спортивный разряд по туризму, проходила с группой маршрут высшей категории на байдарках по горным рекам Забайкалья, шлюпочный поход по озеру Ладога в Карелии…

Ей как лучшей студентке после окончания университета прочили кафедру в научно-исследовательском институте, но… Жизнь как всегда всем распорядилась непланово.

В 1956 году после окончания университета направила её в Казахстан. Вроде и не далеко, но времена наступали для молодого специалиста интереснейшие.

Рабочий день гидролога, если оглянуться назад, в молодость, был похож на сумасшедший дом. С 8 утра зарывалась в документы, а стопка на столе всё росла и росла. Затем наступала очередь обработки материалов, которые присылали наблюдатели с водомерных постов, после… А там, глядишь, и день на исходе. Эти показания в дальнейшем использовались строителями при возведении мостов, а также водохранилищ. На тех же, к примеру, водозаборах, чтобы насосы поставить и чтобы они не оголились, нужно знать ежедневные параметры уровня воды. Но это так, к слову.

Между тем неделя проходила, другая, да что неделя – годы, и Александре предложили возглавить гидро­логическую станцию в Тамбове. Затем была Пенза, так как там предоставляли квартиру. Александра, как она тогда думала, нашла свою вторую половинку, родилась дочь Надежда, но не всё заладилось в семейной жизни. Ей казалось, что перед нею по­очередно закрываются скрипучие двери – одна, другая, третья. Тогда она ещё не знала о наблюдениях Булгакова: когда перед человеком, одна за другой, захлопываются 13 дверей, то вдруг в темноте со скрипом приоткрывается 14-я. За той, 14-й, была её работа. Она продолжала трудиться, как и прежде. Это был её привычный ритм.

В 1972 году начались гидрологические изыскания по переброске сибирских рек. Этот год стал переломным и в жизни уже опытного гидролога. Во-первых, она стала главным специалистом отдела гидрологии челябинского гипроводхоза, во-вторых, это была настоящая работа по исследованию бассейнов рек Оби и Иртыша по возможности переброски воды. Кстати, тогда гидрологи, вопреки утверждениям скептиков, доказали, что это делать можно без ущерба для близлежащих городов и сёл, но правительство отложило проект в долгий ящик. А ещё она как сегодня помнит засушливый 1975 год, когда их институт разработал проект канала по переброске воды с озера Увильды в Аргазинское водохранилище. Тогда озеро обмелело на три метра, но удалось обеспечить желанной водой промышленные предприятия.

Следующий этап, самый длинный и самый счастливый, пришёлся у Алек­сандры Алексеевны Охотиной на Тобольск. Сюда она приехала вместе с семьёй в 1980 году. Дочь радовала – была воспитанной и училась хорошо, семейная жизнь тоже удалась. Александре, некогда выступавшей за то, что женщина не должна во всём рассчитывать на своего мужчину, было жутко приятно просто знать, что есть человек, готовый достать для неё даже звезду с неба. И не факт, что она попросила бы его об этом, скорее всего, даже точно не попросила бы.

В тобольский период у неё так же удачно складывалась и профессиональная деятельность. С гидрологической станции, расположенной в посёлке Бизино, она перешла работать в трест инженерно-строительных изысканий. Сегодня её имя, в том же институте «Промстройпроект», говорит о многом. Её помнят, хотя она уже с 1988 года на заслуженном отдыхе, по изысканиям Александры Алексеевны учатся гидрологии молодые специалисты. А ещё она любимая мама и бабушка, а также тренер в группе здоровья. Вот такая она – особая барышня – Александра Охотина.

Вера ХОХЛОВА