Медиакарта
5:27 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель по милости божьей

Учитель по милости божьей
12:28 | 20 апреля 2013
Источник: Сельская новь

Ровесница Абатской средней школы № 1 Нина Михайловна Пушкарёва родилась в Конёво. Среднюю школу закончила в Абатском и вся её жизнь была связана с Абатской школой: учитель, завуч, директор и снова учитель… А начиналось всё с семьи. Отец – Михаил Петрович Бурдуков окончил в Туринске церковно-приходскую школу ещё до революции. Педагогическое образование получил в Омском учительском институте, учась заочно, уже будучи отцом большого семейства.

В семье было девять детей: трое от первого брака, которых он воспитывал после развода с первой женой, у Варвары Степановны, на которой он женился, тоже была дочь. Так что у новой семьи сразу было четверо детей, а потом родились ещё пятеро. Всех вырастили достойными, порядочными людьми.

За 38 лет педагогической работы Михаил Петрович ликвидировал неграмотность, преподавал сельхозмашины в Абатской школе, учил малышей в Конёвской семилетней и Поротниковской начальной школах. Он был талантливым человеком: ремонтировал часы, машины, фотографировал, оформлял всю наглядную агитацию в деревне, занимался пчёлами дома и на колхозной пасеке. Одним словом, мастер на все руки, пользовался огромным уважением среди односельчан. Возможно, поэтому старшие сыновья Александр и Павел закончили Ишимское педагогическое училище, а затем продолжили обучение в Тюменском пединституте. Свои коррективы внесла Великая Отечественная война. В 1941 году братья были призваны на фронт. Александр погиб в 1943. А Павел после войны окончил институт, затем Военно-воздушную академию в Москве и был направлен в Ростовское ракетное училище. Защитил диссертацию – кандидат технических наук. 44 года, по сути, всю жизнь, с 14 до 75 лет, занимался педагогической деятельностью. Для дочери Михаила Петровича Нины мечта стать учителем, как папа и старшие братья, была единственной. Учёба в школе давалась легко. Позади семь классов Конёвской школы, а средняя только в Абатском. Учёбу продолжили двое - Нина и Галя Горячева (Галина Алексеевна Исакова).

Своей любовью к математике Нина обязана Николаю Васильевичу Водникову. Строгий, требовательный, иногда резкий, его побаивались, но и уважали, потому что все его ученики выходили из школы с крепкими знаниями. В педагогический институт в г. Ишиме на физмат Нина без труда поступила. В 1960 году получила диплом с отличием и была направлена в Абатскую среднюю школу. Первые шаги Нина Михайловна помнит до сих пор. Когда ей, после первого года преподавания арифметики, дали 30 часов физики, пришлось осваивать этот предмет вместе с учениками. Готовилась к урокам днями и ночами. «Больше, чем в то время, я никогда больше не читала, – вспоминает она. – Журналы по методике, «Квант», «Наука и жизнь», газеты. Старшеклассники были умные, сами много читали, задавали массу дополнительных вопросов. Если не знала ответ, говорила честно: «Я не знаю, но постараюсь найти ответ». Когда физику передали вновь прибывшему учителю, Нина Михайловна стала преподавать любимую математику, с которой не расставалась уже никогда.

Директор школы Николай Никитич Шабашев был неординарен, строг, требователен и беспощаден к учительской небрежности. В Нине Михайловне он увидел желание работать творчески, учиться новому и использовать новинки методики на практике, умение организовать ученический коллектив на выполнение любых задач: будь то учебные или воспитательные. По его инициативе, точнее по приказу, она была назначена завучем. В этой должности Н.М. Пушкарёва проработала восемь лет, затем 14 лет – директором школы. В целом 49 лет педагогического стажа… За скупыми цифрами вся жизнь, уважение коллег, жителей села, благодарность учеников и как признание нелёгкого, ответственного труда знак «Отличник народного просвещения», орден «Знак Почёта», звание «Заслуженный учитель школ РСФСР». В 1974 году школа была большая, более 1300 учащихся и более 50 преподавателей. Работали в две смены. Рабочий день администрации начинался с 7 часов и заканчивался в 19 часов.

В школе всегда были учителя, которые с большой ответственностью относились к своей работе. Руководить таким коллективом было непросто, тем более продолжали трудиться бывшие директора и заместители. Вместе с тем, Нина Михайловна отмечает, что педагоги поддерживали во всех начинаниях, а у неё всегда были отличные помощники: Н.М. Шестернёва, В.С. Ерёмина, М.Л. Васильева, А.М. Шамаль, С.А. Володина. Им удалось создать творческий коллектив, который стал одним из лучших в районе. «Начало моей трудовой деятельности совпало с назначением Нины Михайловны на должность завуча по учебной работе, – рассказывает М.Л. Васильева. – Профессионализм, эрудиция, добропорядочность и деловитость в сочетании с требовательностью и принципиальностью – её отличительные черты. Она была мозговым центром, душой коллектива, инициатором многих методических и творческих дел в школе. Тщательно подготовленные тематические педсоветы, психолого-педагогические семинары, конференции, методические дни – всё это способствовало творческому росту учителей. Особое отношение было к нам, молодым учителям, для которых она была и старшим опытным педагогом, и добрым, отзывчивым наставником. Высокое чувство ответственности, неустанный поиск новых решений педагогических задач, чувство времени позволяло ей всегда держать руку на пульсе, поэтому школа быстро стала лучшей в районе».

В образовании не бывает застоя, школа без конца реформируется, чтобы соответствовать требованиям времени. Менялось содержание образования, программы, методики преподавания, подходы к воспитательной работе. Нине Михайловне удалось не растерять опыт, накопленный педагогическим коллективом, сохранить прежние традиции школы и создать новые.
В 90-х годах был создан первый в районе Общественный совет школы. Опытом работы Совета Н. Пушкарёва делилась на областном семинаре руководителей школ, который проходил на базе Абатской средней школы. Немногие директора в районе были хорошими управленцами и блестящими предметниками. Нина Михайловна одна из них. Уйдя с поста директора в 58 лет, она не ушла из школы, а продолжила заниматься любимой математикой. Щедро делилась своими наработками, руководила районным методическим объединением математиков, вела тьюторский семинар. Её ученикам не было равных на районных и зональных олимпиадах, они без труда сдавали экзамены в вузы, получали самые высокие в районе баллы по математике в формате ЕГЭ. «49 лет проработала я в школе, – говорит Нина Михайловна, – и считаю, что занималась делом, которое любила, и была счастлива этим!»

Единственная дочь Н. Пушкарёвой – Вера Александровна Димитрова тоже педагог. После окончания учёбы на факультете романно-германской филологии Тюменского государственного университета 17 лет работала на кафедре иностранных языков старшим преподавателем. В 1998 году прошла стажировку в Германии при университете г. Эссена. В 2000 году по семейным обстоятельствам переехала в Абатское и уже 13-й год преподаёт английский язык в родной школе. Педагогический стаж династии Бурдуковых – Пушкарёвых 190 лет. Эти годы вместили всё: от ликвидации неграмотности, керосиновых ламп в школах до лингафонных кабинетов, компьютерной техники и интерактивных досок. Все, кто учился и учится у славных представителей этой династии, благодарны им за преданность к своей профессии, патриотизм к своей земле, на которой родились, выросли, честно работали и продолжают трудиться. 19 апреля Нина Михайловна Пушкарёва отметила своё 75-летие. Районный совет ветеранов педагогического труда поздравляет её с этим днём. «Быть учителем дано не каждому, потому что для этого надо иметь не только талант, но ещё и великое трудолюбие и самоотверженность. О Нине Михайловне можно сказать, что она «учитель по милости божьей», – в этих словах её коллег признательность за труд, уважение, благодарность и восхищение человеческими возможностями.

Автор: Районный совет ветеранов педагогического труда Абатского района