Медиакарта
21:47 | 27 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пора взрослеть, ребята!

30 процентов тобольских строительных фирм находятся в зоне риска. Из 90 миллионов работающих россиян только от 50 миллионов поступает налог на доходы физических лиц. Оставшиеся 40 миллионов – в тени? Об этом и о многом другом поведал журналистам новый глава тобольского налогового ведомства – начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тобольску, Тобольскому, Вагайскому, Уватскому районам Пётр Дорош.

Сегодня в нашей стране происходят кардинальные изменения в методах и стиле работы налоговых структур. – Мы стремимся, чтобы взаимо­отношения налогоплательщиков и налоговой службы были понятны и прозрачны. – Для большей ясности реальной ситуации Пётр Михайлович вернул к истории.

Лет 10 назад Федеральная налоговая служба была довольно закрытым репрессивным ведомством. Если припомнить те годы, то встреча налоговых органов с налогоплательщиком в судах была вообще нонсенс. Существовали две стороны – бесправный налого­плательщик и довольно сильное государство, которое выполняло свою функцию.

5 лет назад в Екатеринбурге на региональном совещании прозвучали такие слова: после выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан в полном объёме уплатить всё, что ему доначислили, включая штрафные санкции, или сесть в тюрьму, если платить не в состоянии. И последствия такого взыскания налогов были порой катастрофичны – они приводили к тому, что бизнес чаще прекращал своё существование.

В начале 2011 года в Москве на расширенной коллегии по итогам 2010 года, где присутствовало много членов Правительства, было сказано: Федеральная налоговая служба в ближайшие годы должна стать прозрачной, открытой структурой. А в очень недалёкие годы – сервисной компанией по обеспечению возможности налогоплательщику выполнить свой конституционный долг по уплате налогов государству.

Мало того, все отношения Федеральной налоговой службы и налогоплательщика строятся на основе партнёрства. И всё это на фоне того, что не поменялась функция службы – контроль над правиль­ностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Потому необходимо довольно серьёзно перестраиваться, и в первую очередь самой службе. Что делается и что уже сделано для создания открытости и доступности? За два неполных года во всех инспекциях оборудованы залы для приёма налогоплательщиков. Перестроена работа – налогоплательщики могут сдавать свою отчётность, получать консультации с 8 утра до 20.00 каждый день, включая субботу. Более 70% всех юридических лиц сдают отчёты с помощью Интернета, часть – по почте. Работают разнообразные сайты Федеральной налоговой службы, региональных управлений, где кладезь всевозможной информации, начиная от календаря бухгалтера, где прописано что, где, когда нужно делать, заканчивая личными кабинетами, где можно увидеть, какое имущество зарегистрировано – движимое, недвижимое, земля – по каким ставкам налога оно облагается, какая вам сумма начислена и срок её уплаты. Тут же можно распечатать квитанцию, оплатить, задать любой вопрос и получить на него ответ.

В перспективе служба ставит перед собой задачу – свести к минимуму личные встречи с налого­плательщиками, сделать работу бесконтактной.

Что касается партнёрства – это гораздо сложнее. В основе понятия, как вы знаете, предусматриваются порядочные, честные отношения двух сторон.

Государство пошло по пути: веди себя так, как хочешь, чтобы с тобой вели себя окружающие.

За последние десять лет в налоговых органах накопилась уникальная информация о налогоплательщиках, всех хозяйствующих субъектах, обо всей экономике: вся отчётность, которая нам сдаётся, все сведения, которые поступают из регистрационной палаты, заканчивая нотариусами, загсом и т.д. И сегодня налоговая инспекция – единственная федеральная структура, которая обладает богатейшим информационным электронным ресурсом. Применяя современные программные продукты, мы можем анализировать состояние в отраслях экономики, предвидеть перспективу.

Реализуя принцип партнёрства, мы пошли по пути информирования налогоплательщика. В первую очередь это письма, которые не требуют ни ответа, ни каких-то действий: «Уважаемый имярек, у вас идёт нестыковка по такой-то отчётности, непонятно, почему у вас происходит то-то и то-то. Пожалуйста, обратите внимание, приведите всё в порядок. В противном случае у вас могут возникнуть такие-то проблемы…»

Анализируя всё, что происходит, мы видим взаимозависимость лиц: куда уходят денежные потоки, с кем работает тот или другой налогоплательщик, насколько добросовестны контрагенты. Вся эта информация тоже уходит налогоплательщику в качестве предостережения: «Уважаемый.., вы допускаете в работе сотрудничество с таким-то, который, по нашим сведениям, является недобросовестным контрагентом. Это может привести к таким-то последствиям. Пожалуйста, приведите всё в соответствие…» Это одно направление разъяснительной работы.

Второе – в рамках документального (камерального) контроля, когда мы проверяем всю отчётность, при выявлении систематических непонятных убытков не один отчётный период мы приглашаем на комиссию. И это добрая воля налогоплательщика. Придёт, всё покажем, объясним, даже проинструктируем. Не придёт сам: обрати внимание! Не обратил. Самое серьёзное: выездной контроль.

Выезжаем мы только в тех случаях, когда на 100% убеждены в нарушениях, в работе с недобросовестными контрагентами, в завышении затрат, уходе от налогов. Но и в этом методе мы сейчас используем иной принцип. Если раньше доначислялось всё, что заслужил, все штрафные пенни, то теперь мы смотрим лишь две цифры: налоговая выручка, то есть то, что не уплачено в бюджет, и сколько в состоянии заплатить на данный момент налогоплательщик, чтобы он не потерял свою платёжеспособность, не обанкротился.

Несколько слов о среднеотраслевой налоговой нагрузке. Выводится она от суммы выручки в процентном отношении к уплаченным налогам, просчитывается средний размер по отрасли. Кто-то может платить ниже, причины: идёт развитие, расширение предприятия, вкладываются средства в производство, оборудование, модернизацию. Если этого нет, причина одна – завышение расходов, уклонение от налогов.

Мы пришли к удивительному факту: строительная отрасль в Тюменской области почему-то платит налогов меньше, чем в среднем по России. И никаких логичных объяснений нет: у нас не Крайний Север, хороший инвестиционный климат, нормальная цена на квартиры, они быстро раскупаются. Вывод можно сделать один – наши строители развращены в плане уплаты налогов, злоупотребляют завышением своих расходов и не выполняют свой прямой долг.

Наша задача – подтянуть всех до среднеотраслевого показателя. Основная категория налогоплательщиков, с которыми мы работаем очень плотно, это те, кто платит ниже среднеотраслевой нагрузки. Я хотел бы, чтобы все это поняли: если вы платите меньше, мы обязательно к вам выедем с проверкой.

И если нам удастся реализовать принцип партнёрства, это будет очень серьёзный шаг к взрослению, цивилизованным отношениям бизнеса и государства, прозрачным понятным отношениям, которые должны способствовать хорошему инвестиционному климату, чего требует Правительство и Президент. Революции не происходит, идёт настройка механизма.

Затем Пётр Дорош ответил на вопросы журналистов.

– Можете ли вы привести конкретные примеры предприятий, которые находятся на пути к банкротству?

– Существует такое понятие, как налоговая тайна. Через прессу мы не имеем права выдавать такую информацию, но работать можем. Банки же запрашивают всю информацию перед тем, как выдавать кредит. Почему органы власти перед допуском для участия в конкурсах, заключением муниципальных договоров, выступая контрагентом в серьёзных государственных программах, не могут поинтересоваться? И мы должны делиться такой информацией с органами власти, которые должны знать, кого поддерживать.

– Что значит – 30% тобольских строителей находятся в степени риска?

– Пока экономика на подъёме, такие предприятия будут держаться, стоит чуть-чуть «колыхнуть» (ситуация 2009 года) – пойдут недостроенные квадратные метры, брошенные площади, социальная напряжённость, потеря рабочих мест. И об этом той же муниципальной власти надо задуматься. Сейчас информация есть.

– В чём причина такого положения в отрасли, в чём строители просчитались?

– Могу привести опыт Сингапура: там не знают, что такое обманутые дольщики. Почему? По-иному строятся взаимоотношения контрагентов: строитель – банк – дольщик. Всё последовательно: котлован вырыли – банк дал денег, этаж подняли – банк снова выдал деньги и так далее. И дольщик берёт деньги в банке частями, пока квартира строится. Банку выгодно – он никогда не останется с недостроем и обманутыми дольщиками, строителя тоже дисциплинирует – ни на что больше ему денег не дадут, пока дом не достроит.

А у нас как? Дольщик взял в банке, допустим, 5 миллионов, отдал все строителю с крепкой репутацией, опытом работы, хорошим качеством исполнения объектов. Но тут ему кусок земли подвернулся. Как не взять? Деньги есть. Потом ещё… Рискованная игра.

– Проблема в наполнении бюджета. Значит ли это, что будет подниматься планка налогообложения?

– Однозначно – нет. Есть опыт: бизнес сразу уходит «в тень». Перспектива такая – собирать каждую копейку. Надо обеспечить такие условия, чтобы все платили, и поступления в разы увеличатся. Минимум одна треть налогоплательщиков – та категория, с которой предстоит серьёзно заниматься. И доначислять надо столько, сколько налогоплательщик способен уплатить.

– Что такое налог «на рос­кошь»?

– Не определён ещё. Мне больше нравится – ответственность бизнеса за социальные вопросы. Прояви свою гражданскую ответственность. Это говорит о зрелости общества.

– Как, по-вашему, не много ли в Тобольске строится торговых центров?

– Тобольск поразил тем, что для стотысячного города здесь явный перебор торговых центров. Государство должно регулировать такие процессы, когда даёт разрешение на строительство. Да, появилась прослойка людей, у которых есть средства, которые они готовы вкладывать. Но не всё здесь продумано, просчитано…

– Так что же нас ждёт впереди?

– Светлое будущее. По крайней мере, в ближайшие два-три года я вам гарантирую. Это и по сбору налогов видно: в 2010 году собрано 19 миллиардов рублей, в 2011 – 22 миллиарда, в 2012 – 22, 5 миллиарда рублей. Рост идёт. Интересней, что поступает в местные бюджеты города и трёх близлежащих районов: в 2010 году – 960 миллионов рублей, в 2011 – 1 миллиард 740 миллионов, 2012 – 1 миллиард 916 миллионов рублей. Как видно, по сбору налогов на доходы физических лиц, имущественного и земельного рост произошёл. Но по пополнению бюджета есть ещё огромный резерв для работы местных властей. Записала

Раиса ПОЛОВИНКО Юрий ПОПОВ (фото)