Медиакарта
8:59 | 14 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

В отблеске салюта вижу вклад отца

В отблеске салюта вижу вклад отца
11:02 | 20 июля 2010
Источник: Слава труду

Передо мной на столе лежат пожелтевшие от времени наградные книжки, удостоверения, Благодарности и военный билет. Это документы отца Андрея Емельяновича Антоненко. За ними – тяжёлый путь, длиною в юность, юность, которая пришлась на годы Великой Отечественной…

Мой отец родился 25 октября 1918 года в деревне Ольгино Аромашевского района Тюменской области в крестьянской семье. С 1923 по 1936 годы трудился в колхозе «Новая жизнь» той же деревни, а с 1936 по 1939 уже работал секретарём Ольгинского сельсовета. В августе 1939 года Андрея Антоненко призвали на действительную службу, которую пришлось нести на Дальнем Востоке.

Шло последнее лето службы, солдаты готовились к предстоящей демобилизации. Известие о войне застало их на стадионе: одни мирно играли в футбол, другие болели за своих товарищей. Объявили сбор по подразделениям. Голос командира части дрожал, когда он докладывал о том, что фашисты вероломно напали на нашу Родину. Рядового Антоненко назначили командиром взвода: его предшественник был призван на фронт, а вскоре и он получил туда назначение. Правда, его на передовую отправили не сразу, сначала прошёл переподготовку, получил звание младшего лейтенанта и лишь потом – направление, да не куда-нибудь, а на Курскую дугу. В распоряжении – боевое орудие – сорокапятка.

Первый бой поразил шквальным артиллерийским огнём с обеих сторон. Это не походило на армейские учения. Когда после артподготовки появились немецкие танки, движущиеся на подразделение, молодому бойцу захотелось стрелять по машинам: местность была хорошо изучена и пристреляна. Однако мудрый командир приказал необстрелянным воинам скрыться в укрытии, а сам с опытным наводчиком подбил три вражеских танка. Остальные повернули назад. Шесть гаубиц были спасены, а самое главное – командир уберёг от прицельного огня ещё не нюхавших пороху ребят. Таким запомнил свой первый бой мой отец, а последующих было не счесть. Продвинутся с боями вперёд, примут пополнение и снова вперёд – на Запад!

Прибалтика дала о себе знать двумя осколочными ранениями, но Антоненко старался не отставать от своих ребят: каждый раз просил врачей, чтобы оставили его в строю.

Обычно отец нам, дочерям, скупо рассказывал о войне. Бывало, просим-просим, а он в ответ:

– Не надо вам этого знать. Это страшно.

И всё-таки кое-какими воспоминаниями делился. Помню, например, его рассказ о переправе через Неман и последующем удержании плацдарма на том берегу. Плыли на подручных средствах, в полной боевой выкладке, навстречу семи вражеским танкам, успели развернуть три батареи и отразить натиск. Отступать было некуда – позади снова вода. По всей линии реки в том бою удалось уничтожить три десятка немецких танков, но и наших полегло немало.

Потом была Восточная Пруссия. Бои там, особенно под Кёнигсбергом, были тяжёлыми, потери – огромными. Недаром одна из наград отца – медаль «За взятие Кёнигсберга».

Война подходила к своему завершению, но только не для старшего лейтенанта А.Е. Антоненко. Просторами Балтийского моря ему любоваться пришлось недолго. Полк неожиданно отправили на Дальний Восток. Проезжая Урал, Тюмень солдат загрустил: где-то совсем близко родная аромашевская земля. Хоть бы на часок оказаться в родной деревеньке, повидаться с близкими, но колёса стучат, состав везёт полк на войну с милитаристской Японией. Взятие Харбина тоже входит в счёт боевых побед отца.

К сожалению, мы мало знаем о его боевой биографии, зато свято храним боевые награды: ордена «Отечественной войны» I и II степеней, «Красной Звезды»; медали «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Японией», Благодарности Верховного Главнокомандующего. Награды эти – та малая часть заслуг, что принесены на алтарь Великой Победы. Правда, понимаешь это только по прошествии времени. Понимаешь и ещё больше ценишь отца, глубоко сожалея о том, что сейчас его нет рядом с нами. Вспоминаются его добрые, но в то же время строгие глаза, мягкая улыбка, всегда опрятный и подтянутый вид.

После войны он вернулся в родные края, работал на руководящих должностях. Много лет возглавлял коллектив Аромашевского хлебоприёмного предприятия, расширил производство и вывел его в передовые. Среди населения района пользовался непререкаемым авторитетом, отличался принципиальностью, требовательностью, но не только к подчинённым, а в первую очередь – к себе, добротой и отзывчивостью. Все, кто его знал, и по сей день отзываются о нём с большой теплотой. Вот таким был мой отец – Андрей Емельянович Антоненко, прошедший трудными дорогами почти всю войну.

И я верю, что в отблеске праздничных салютов, что звучали в День Великой Победы по всей стране, блеснула хоть одна искорка и в честь него. Вечная ему память.

Т. ВОРОПАЕВА, дочь, г. Тюмень.

Фотоколлаж И. ГОРБУНОВА