Для родителей появление на свет малыша – радостное и счастливое событие. Как правило, к нему готовятся заранее: покупают красивые вещи, игрушки, удобную коляску, кроватку – всё самое лучшее. Воспитывая, стараются, чтобы малыш не испытывал недостатка в любви, внимании, ласке. Словом, родители хотят обеспечить своему ребёнку счастливую жизнь. Однако в каждой ли семье всё так правильно складывается? К большому сожалению, нет. В настоящее время дети часто оказываются на патронатном воспитании, под опёкой, в приёмных семьях, детских домах, интернатах, и не всегда из-за отсутствия родителей.
Сегодня я хочу рассказать о девушке, которая большую часть жизни прожила в детском доме. Нельзя сказать, что отправляясь на встречу с Евгенией (имя изменёно), не испытывала чувства волнения, хотя заранее продумала все вопросы и даже последовательность, в которой их буду задавать. Понимала, что в предстоящей беседе необходимо соблюдать особую деликатность, чтобы невольно не обидеть и не ранить юную душу.
Первое, о чём подумала, увидев девушку, как она повзрослела, стала настоящей красавицей (в последний раз мы виделись примерно пару лет назад). Евгения приветливо поздоровалась, предложила присесть возле стола, чтобы было удобно писать. Кстати, во время нашего разговора присутствовала и мама девушки, которая приехала навестить её.
– Знаете, я не хотела бы, чтобы в статье называлось моё настоящее имя, – сразу предупредила девушка, хотя это условие было обговорено ранее, как и то, что не буду задавать вопросы о родителях. Потом, чуть помолчав, продолжила: – Первый раз в приют для детей и подростков я попала в шестилетнем возрасте. Не могу выразить словами, как мне было тогда плохо. Кругом всё чужое, а рядом нет не то что близкого, а даже знакомого человека. Ко мне подходили воспитатели, ребятишки, что-то говорили, предлагали, а я ничего не слышала, сидела, плакала и страшно хотела к маме. Думала, придёт, обязательно придёт, не может она оставить меня здесь.
Долгожданный день наступил ровно через месяц. Радости Евгении тогда не было предела. «К маме, к маме», – повторяла она про себя. Однако дома прожила совсем недолго, через пару месяцев девочка снова оказалась в приюте. В течение года смена места жительства повторилась ещё четыре раза.
– В первый класс пошла, когда находилась в приюте. Радости не чувствовала, и не потому, что не хотела учиться, а потому что меня повела в школу не мама. В селе, где я жила, видела, как нарядных первоклашек вели на линейку родители. Мне очень хотелось, чтобы и у меня было также, – стараясь скрыть волнение, вспоминает девушка. – Новогодний праздник в тот год тоже отметила в приюте. Это был первый праздничный утренник в моей жизни. С удовольствием водила с другими детьми хороводы, даже рассказала какое-то стихотворение, безумно радовалась подарку, который подарил Дед Мороз. Наверное, это был единственный момент, когда я на некоторое время забыла о желании вернуться домой.
Из приюта Евгению перевели в дом-интернат, расположенный в небольшом посёлке. Привыкание к новому месту жительства было долгим. По словам моей собеседницы, жизнь в интернате намного отличалась от прежней приютской. Первые несколько дней Евгения пряталась от всех за диван, сидела в полутьме и тихо плакала. Малышка понимала, что сюда её привезли надолго.
– Атмосфера здесь была менее доброжелательной. Воспитатели относились к детям строже, даже, можно сказать, жёстче. За вину одного ребёнка наказание всегда несла вся группа, что сеяло между нами вражду. Сплочённость отсутствовала, каждый был сам за себя, – вспоминает эпизоды из недалёкого детства Евгения.
В доме-интернате моя героиня прожила десять лет. После её направили в детский дом в город. К тому времени она окончила девять классов. Евгения уже не испытывала волнения и страха по пути на новое место жительство. За прожитые годы в интернате она успела усвоить все гласные и негласные законы и правила детдомовской жизни. «Привыкну, я смогу», – думала про себя девочка-подросток. Действительно, она как никогда быстро освоилась, у неё даже появились подружки.
– Той же осенью поступила в местное профтехучилище учиться на кондитера. Не могу сказать, что мечтала об этой профессии, но, думаю, в жизни она пригодится, – говорит девушка, а потом, весело рассмеявшись, добавляет: – А вообще, когда была совсем маленькой, грезила карьерой певицы. Наверное, от того, что многие говорили, что у меня красивый голос.
– А сейчас есть заветная мечта? – задаю вопрос.
– Нет. Сейчас я ни о чём не мечтаю, стараюсь жить реальностью, – серьёзно ответила Евгения. – Даже в Новый год я загадываю одно и то же желание: чтобы год был для меня благополучным.
Для каждого нормального человека семья является одной из главных составляющих счастья, жизненной опорой, защитой и смыслом жизни. Понятия о том, какой она должна быть, у людей разные. Евгения с самого детства хотела, чтобы в её семье царила атмосфера дружбы, взаимной поддержки и чтобы мама навсегда бросила своё пагубное увлечение спиртным.
– Я и сейчас этого же хочу. Будь так, у меня было бы совсем другое детство. Думаю, и будущее тоже, – с грустью сказала Евгения.
Очень хотелось бы, чтобы рассказ Евгении заставил подумать взрослых об их отношении к своим детям, о том, насколько серьёзно и ответственно каждый подходит к родительским обязанностям. Ведь когда в семье появляется ребёнок, родители в какой-то мере перестают принадлежать себе, и забывать об этом – преступление против своего ребёнка.
Л. Гизатуллина
Фотоиллюстрация И. ГОРБУНОВА