Медиакарта
21:35 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Педагогический коллектив школы работает по новым стандартам

С 1 сентября 2010 года МАОУ Армизонская СОШ стала одной из школ района, участвующая в пилотном введении новых ФГОС НОО (Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования). Перед пилотными школами была поставлена задача - экспериментальными и инновационными методами реализовать основные позиции ФГОС.

В августе 2010 года была начата разработка основной образовательной программы начального образования, за основу выполнения учебного плана взят УМК (учебно – методический комплект) «Школа - 2100». В 2011-2012 учебном году школа стала работать по внедрению ФГОС по трем УМК « Школа 2100», «Перспективная школа», «Система Занкова».

А в 2012 – 2013 учебном году учащиеся первых классов занимаются по УМК «Школа – 2100 и «Система Занкова». Программы учебных предметов составлены с учетом выбранных УМК.

Шесть классов – комплектов начальной школы участвуют в реализации ФГОС.

Разработаны программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа формирования универсальных учебных действий (УУД), планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, система оценки планируемых результатов, программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся.

Внеурочную деятельность составляют кружки, студии и секции по следующим направлениям:

Научно-познавательное – «Умники и умницы», «Я - исследователь», «Риторика», «Развивающая математика», «Исследователь».

Художественно – эстетическое – «Хореография», «Умелые руки», «Радужный мир», «Мастерок», «Театр теней». Спортивно – оздоровительное – «Спортивные игры», спортивные секции.

Патриотическое – «Мое Отечество», «Патриот», «Маленькие россияне», «Моя малая Родина».

Общественно – полезное – «Добрята», «Чистюлька».

В начале учебного года провели родительское собрание и анкетирование родителей первоклассников по вопросу введения ФГОС второго поколения. Итоги анкетирования:

Считают необходимым переход на ФГОС НОО – 100% родителей, считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, секций – 100% родителей.

Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:

на 1 месте – художественно — эстетическое; на 2-ом – научно – познавательное, на 3-ем - спортивно – оздоровительное.

Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения. Учащиеся 5 – 6 классов тоже участвуют в реализации новых стандартов.

Для учащихся основной школы определена модель внеурочной деятельности.

Модель разработана с учетом направлений развития личности, определенных ФГОС.

Спортивно – оздоровительное – секции «Волейбол», «Баскетбол», тренажерный зал, «Подвижные игры».

Художественно – эстетическое – Вокальный кружок «Лада», «Чудеса из бумаги», «Очень умелые ручки».

Интеллектуальное – «Юный географ», проектная деятельность, каждый ученик участвует в проектной и исследовательской деятельности.

Социальное – «Вожатское мастерство».

В педколлективе в течение года изучаются и внедряются в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. 50% учителей, работающих по ФГОС, прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС НОО и ООО, остальные учителя запланированы для прохождения курсовой подготовки. Учителя, работающие по реализации ФГОС, постоянно выступают на семинарах-практикумах, конференциях, методических днях с докладами, сообщениями и презентациями.

В 2012 – 2013 учебном году для педагогов школы прошло несколько обучающих семинаров, где выступили учителя со следующими докладами:

«ФГОС НОО как система обязательных требований», «Новая начальная школа. ФГОС второго поколения. Развитие учебной деятельности младших школьников», «Организация внеурочной деятельности в школе», «Здоровьесберегающие технологии», «Творческий подход к преподаванию ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики)», «Формирование универсальных учебных действий первоклассников», « Преподавание православной культуры».

В МАОУ Армизонская СОШ составлен план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО и ООО (основное общее образование).

По плану были проведены следующие мероприятия: методический день «Преемственность между детским садом и школой», методическая неделя «Освоение компетентностного подхода к образованию как одного из основных способов совершенствования качества образования», заседание круглого стола «Организационно – содержательный аспект преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».

Прошла апробация технологической карты урока с учетом ФГОС.

Идет апробация планов саморазвития педагогов на начальной ступени и в основной школе с учетом ФГОС. На педагогических советах: «От общеучебных умений и навыков к формированию УУД», «Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса» учителя говорили о проблемах и достижениях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

ФГОС требует от каждого учителя не только знания технологий, но и умения применять их на уроке. Новая организация учебного процесса потребовала составить новые рабочие программы по предметам, в совершенстве освоить ИКТ (информационно – коммуникационные технологии).

Учителя, работающие по ФГОС, успешно внедряют ИКТ в образовательную среду школы.

В образовательную среду школы вжились педагогические технологии: критического мышления, игровая, проблемная, интерактивная и другие.

У каждого учителя создан методический банк по накоплению заданий компетентностого характера.

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. Что конкретно менятся? В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания - формирование универсальных учебных действий (УУД):

-регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);

-познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем);

-коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);

-личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

Происходит смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация». У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Учитель моделирует урок в соответствии с новыми требованиями стандарта. Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной и основной школы, с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Уроки носят чаще интегрированный характер.

Увеличивается доля таких уроков, как урок–исследование. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует и направляет деятельность учащихся.

В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.

Творческие работы учеников были представлены на муниципальном и областном уровне: Креатив - фестивале «Надежда», конкурсе «Сказки красивого сердца».

Учащиеся начальной школы и учащиеся 5 – 6 классов принимали активное участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня: «Русский медвежонок – языкознание для всех», «КИТ», «Кенгуру – математика для всех», «Юниор», предметные Чемпионаты, «Олимпус», «Живая классика».

Введение нового стандарта изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса.

Психологом школы составлена программа психологического сопровождения ФГОС НОО и основного образования. Психологическое сопровождение образовательного процесса позволит повысить его эффективность.

Условия, созданные в школе, кадровый потенциал обеспечивает выполнение требований ФГОС.

Финансовое обеспечение введения ФГОС соответствует современным требованиям. В МАОУ Армизонская СОШ имеется 88 компьютеров, 5 интерактивных досок 2 компьютерных кабинета.

В классах новая мебель, которая соответствует нормам СанПИНа. Хорошие условия созданы для укрепления физического здоровья: 2 спортивных зала, тренажерный зал, имеющий 19 тренажеров, новый школьный стадион. Столовая на 240 мест, актовый зал на 160 мест, хореографический зал, музыкальный кабинет – все это помогает реализации новых стандартов.

Педагогический коллектив считает, что главной задачей является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педработникам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи актуальны и востребованы современной образовательной системой.

27 апреля педагогический коллектив школы приглашает родителей учащихся с 1 по 6 класс и родителей будущих первоклассников на День открытых дверей. Планируем показать родителям, что новые стандарты делают школьную жизнь более благополучной, продуктивной и результативной относительно личностного развития учащихся.

Автор: Н.Н.ЩИПУНОВА, заместитель директора по методической работе