Медиакарта
16:17 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дому царей Романовых 400 лет

Четыреста лет Дому царей Романовых отмечается в 2013 году. Событие большой исторической важности. Учёные, политики, историки, обществоведы анализируют абсолютизм в России на примере династии Романовых. В некоторых вопросах и мы попытались разобраться на встрече с иереем Храма Пресвятой Богородицы в с. Б. Сорокино Владимиром. Мы не ищем тайн Дома Романовых, нас интересуют известные темы, но оставляющие место для размышлений, например, о тесном взаимодействии царского дома с церковью.

Немного истории. Монархия в России с наследованием престола исходит от исторической даты – 1613 года, когда после смутных времён и победы народного ополчения в борьбе с иноземным засильем Земский собор избрал русского царя. Наконец-то свершилось! До смуты 736 лет правила на Руси династия Рюриковичей. Славяне сами в 862 году обратились к варягам с такими словами: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…» («Повесть временных лет»). Царь Борис Годунов был потомком татарского мурзы Четы... Земский собор из нескольких знатных родов: Воротынских, Голицыных, Романовых, Мстиславских, Трубецких вы-брал на царство 16-летнего Михаила Романова. Любопытная деталь – отцом Михаила был митрополит Филарет, в смутное время взятый в плен поляками. Филарет, вернувшись в 1619 году, в основном самостоятельно управлял государством. Тесная связь русских государей с отцами церкви просматривается в продолжение всего периода царствования династии.

-Почему церковь так тесно была связана с Домом Романовых?

Отец Владимир: Церковь поддерживает связь с любой властью. Ведь от тех, кто правит страной, зависит свобода вероисповедания в государстве. Все члены царской фамилии были глубоковерующими людьми, связь действительно была крепкой, но тогда были и другие устои. И в советское время Церковь не противодействовала власти, а пыталась вести разумный диалог.

Три истинно русских царя - Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович и Пётр Алексеевич правили страной первое столетие, а после престол вновь стал переходить к иноземцам. Пётр I не только окно в Европу прорубил, но и на три века утвердил моду на сближение немецко-австрийских династий с династией Романовых посредством семейных уз.

-Если учесть, что и за границей наследники княжеских титулов воспитывались строго в лютеранской или католической вере, то не является ли грехопадением или падением нравов того времени их переход из лютеранства, например, в православие? Или здесь роль играл меркантильный интерес?

Отец Владимир: Считаю такую постановку вопроса некорректной. Кто знает, что испытывали в душе юные особы, отправляясь в Россию (по понятиям того времени, варвар-скую страну)? Это уже после, освоившись, разобравшись в ситуации, они добровольно переходили в православие, понимая, насколько это важно для народа, понимая, что их жизнь в России приобрела особый статус, что они теперь ответственные за судьбу государства и подданных, что сами они – часть русского народа.

Предложив отцу Владимиру дать положительную оценку царской династии по делам представителей её, мы не преминули затронуть и негативные моменты в царствование Романовых.

В активную часть деяний царей Романовых наш собеседник включил, прежде всего, укрепление Российского государства, расширение границ, развитие дипломатии. Он обратил внимание и на другие аспекты: освоение Сибири, выход к морю, развитие науки, культуры…

-Не шла ли активная внешняя царская политика, характеризуемая войнами в Европе, Азии, на Кавказе, Дальнем Востоке, вразрез с заповедью Христа: «Не убий!»? И почему церковнослужители благословляли идущих на это богопротивное дело? Отправлясь в очередной поход, молились и рекруты, и генералы...

Отец Владимир: Этот вопрос многоплановый. Есть ведь и другие заповеди. Например: "Нет больше той любви, как, если кто положит душу свою (т.е. пожертвует собой) за душу ближних своих".

Во-первых, Россия не нападала, а защищала от нападений свои границы. Это на Русь с древних времён совершались набеги. Как союзник других государств она обязана была иногда выступать на их стороне в случае войны. Это уже политика. Церковь политики не касается (и правильно делает). Когда её втягивают в политику, это оборачивается трагедией (например, в 1917 году).

Ещё об одной трагедии в христианском мире хотелось услышать мнение священника: о церковном расколе в ХVII веке в царствование Алексея Михайловича Романова. Во главе Церкви был патриарх Никон, близкий ко двору настолько, что к его высокому титулу Патриарха Московского и Всея Руси царь Алексей добавил титул Великого государя.

На окраине села Сорокино - за проезжей дорогой есть две старообрядческие могилы – напоминание о том драматическом событии (на общем кладбище старообрядцы не хоронили своих людей). Православных христиан, когда им объявили, что молиться нужно не двумя, а тремя перстами, что церковные книги надо переписать, ибо в них были допущены неточности при переводе с греческого языка, поразил шок. Реформа приняла крутой характер при поддержке государя. Никон ввязался в политику и был проклят приверженцами старых обрядов. Царь, усмирив народ, отвернулся от Патриарха, не одобрившего курса на притеснение монастырей. Если в хронологическом порядке, то получается следующий расклад: в 1652 г. - церковная реформа Никона, в 1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы, 1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем, 1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам. В 1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

-Вы священник нового поколения. Грамотный, начитанный человек. Как оцениваете реформу патриарха Никона, принёсшую народу столько страданий в семнадцатом веке, что прошлое аукается и сегодня? Кто, по-вашему, больше виноват: царь, патриарх или...?

Отец Владимир: Виноваты в известной степени и царь, и патриарх Никон, и... народ. С высоты сегодняшнего дня можно рассуждать. Если бы это произошло сегодня, можно было бы разъяснить народу, что и к чему, как это делают сегодня и государственные мужи, и политики, и церковнослужители посредством газет, радио и телевидения. В те времена всё было гораздо сложнее, и потому многие вопросы решались с позиции силы приказа. Вина людей была в нежелании слушать. Как и сегодня, многие в прошлом боялись пришествия антихриста. Любые изменения в церковных обрядах воспринимались как его приближение. Отсюда сопротивление.

Царь пошёл на жёсткие меры, потому что новая смута грозила разрушением государственности. Должен быть порядок, он требует подчинения закону, иначе - анархия.

В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». То есть пока стоит эта Земля, на ней будет действовать Закон, как и вообще всякие законы.

-На стал ли отголоском этого события раздел Церкви спустя 300 лет?

Отец Владимир: Здесь параллель можно увидеть в том, что в формуле "царь, патриарх, народ" вновь произошло смещение векторов. Народ отвернулся от Церкви, поддавшись лозунгам о свободах, а царь Николай II отрёкся от престола. Раскольническое движение в русском христианстве, возникшее после Февральской революции 1917 года, своей целью ставило «обновление Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Раскольники вы-ступали против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. Преемственности в этом движении не было, но оно продолжалось до 1946 года. Обновленчество нанесло вред Церкви.

Православный мир в основной своей массе с радостью воспринял объединение Русской православной церкви и зарубежной РЦП в 2007 году. С тех пор многое меняется в положительную сторону. Очень приятно, что Богоявленскому собору, претерпевшему много за прежние десятилетия, удалось вновь засиять над городом Ишимом. Теперь это Патриаршее подворье - большая честь городу и народу.

-Вы осуждаете царя Николая II за отречение от престола? Народ в то время его не любил, прозвище "Кровавый", наверное, не случайно появилось?

Отец Владимир: Как я могу его осуждать? Он был императором, за ним было огромное многонациональное государство, которым надо было управлять. И на него оказывали давление. Кстати, Николай II - единственный из русских государей, канонизированный Церковью как страстотерпец. Он переосмыслил весь жизненный путь и смиренно принял свою участь. Россия к тому времени была измотана войнами. Нужна ли была ей Первая мировая война? Не ввяжись в неё, возможно, Россия нашла бы в себе силы и терпение на преодоление испытаний.

-Вам какое правление ближе - абсолютная монархия или парламентская республика?

Отец Владимир: Любое правление пойдёт на пользу государству и народу, если к власти придут достойные люди. Но время идёт вперёд. Вряд ли в России возможен абсолютизм в форме царизма. Мне ближе парламентская республика.

-На волне нового времени появилось множество политических движений, в том числе и монархическое. В Тюмени объявился некто Пантелеев ("Романов-Кшесинский"), он принимал участие в выборах...

Отец Владимир: Потомки царской фамилии живут в основном за границей. Это умные, образованные люди. На российский престол они не претендуют.

-В 1833 году появился российский гимн. Слова Василия Андреевича Жуковского, музыка Алексея Фёдоровича Львова. Этот гимн стал гимном Российской Империи вплоть до 1917 года:

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам;

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, царя храни!

Как Вы находите это музыкальное произведение?

Отец Владимир: Хороший гимн государства, в котором царь - отец наций.

На протяжении 80 с лишним лет этот гимн исполнялся в России гордо и почётно. А потом на протяжении семи десятилетий звучали другие ритмы. И вот уже четверть века мы строим новую жизнь. Говорят, что на это уйдет ещё немало лет...

В центре село Большое Сорокино между тем строится новый храм Пресвятой Богородицы - на прежнем месте.

Автор: Людмила ДЮРЯГИНА.