Великая Отечественная война, начавшаяся на рассвете 22 июня 1941 года, оставила в памяти и сердцах нашего народа неизгладимый след. В этой исторической битве ни один человек не остался в стороне. В одной из песен предвоенных лет были такие слова:
«И на вражьей земле
Мы врага разгромим
Малой кровью –
могучим ударом…»
Да, предполагалось, что если враг нападет на нашу Родину, он будет разгромлен в короткий срок, но все оказалось иначе. Используя фактор внезапности, в первом месяце войны фашисты сильно потеснили наши войска. Ожесточенная война с врагом шла на двух фронтах – вторым был тыл, где остались старики, женщины и дети.
Хочу рассказать об одной семье, пережившей войну. Это жители фермы Крутоберегое. Степана Ивановича Константинова в декабре 1941 года на войну не взяли, а отправили в Кемеровскую область в трудармию, на шахты, так как в 1938 году его отец был репрессирован, а значит, и сыну доверия не было. Труд на шахте тяжелый. Есть было нечего, люди умирали от непосильного труда и голода. Тогда Степан Иванович решил идти на войну добровольцем. Ему поставили условие, что он будет впереди, как бы в штрафроте, - и он согласился.
А в деревне остались трое детей и жена Марфа Романовна, беременная четвертым, которого она родила после ухода мужа, в январе 1942 года. Дети были предоставлены сами себе, хозяйничала в доме в основном старшая дочь Катя, девяти лет. Еще были Валя, Дуся и новорожденный Коля.
Марфа Романовна работала дояркой – не только доила, но и убирала за коровами, корм раздавала. Сено летом заготавливали вручную, так что за детьми особо следить было некогда. Родственники приносили Колю матери прямо на работу, чтобы накормить. В хозяйстве была одна корова-кормилица, выращивали немного овощей. Одежды и обуви практически не было.
-Катя иногда помогала маме на ферме – ноги тряпками обматывала и шла зимой так. И в лес она ходила, благо он был близко, - рубила сучки и несла домой, чтобы растопить печь. От холода все дети спасались на печи, на которую от недостатка пищи не было сил залезть, – так сказала Евдокия Степановна, с которой я вела разговор.
В совхозе рабочим тоже нечего было давать, работали, чтобы какую-то продукцию отправить на фронт. Ели жмых, мороженую капусту, свеклу. Если в совхозе дохли овцы, то отдавали людям шкуры, из которых шили обувь. Иногда ели и мясо – варили, перед этим опалив. Евдокия Степановна говорит, что есть хотелось всегда. Летом было легче – ходили в лес, там ягоды, грибы, медуница, лесной щавель, пучки, шкерды – как оказалось, все эти травы лечебные.
Степан Иванович вернулся домой в 1946 году. Воевал – и, о чудо, даже не был ранен ни разу. С приходом отца жизнь начала налаживаться. Он был бригадиром-полеводом, и Марфа Романовна стала работать в школе уборщицей. Подрастая, дети тоже стали работать в животноводстве. И в эти послевоенные годы у супругов Константиновых родились на свет еще трое детей: Тася, Саша и Нина. С Евдокией Степановной мы считали кровных родственников Константиновых – наверное, ошиблись, но где-то больше 40. Хотя бы раз в год встречаются – не все, конечно, сразу, но связи не теряют.
Отец умер в 1960 году, жена пережила его на 20 лет. Уже нет и двух сестер, Кати и Вали, но дети их помнят.
Хочется поздравить всех с днем Великой Победы – участников войны, тружеников тыла, детей войны – всех, кто причастен к этому празднику.