В доме аромашевцев супругов Овчинниковых от натопленной печи тепло и приятно. Хозяйка – Валентина Францевна – приглашает присесть на стул возле кухонного стола, сама располагается рядом с мужем – Григорием Николаевичем.
– Майские деньки теплом не радуют, вот и приходится каждый день, хоть маленько-то, да подтапливать. Старенькие оба стали, мёрзнем, – первая вступает она в разговор. – У Григория одна нога ампутирована, на войне её лишился, а тут хворь ко второй пристала. На холод реагирует, мёрзнет, болит. От того до сих пор с валенками не расстаётся.
Григорий Николаевич жестом руки останавливает жену, мол, не нужно о болячках и начинает рассказ о своей фронтовой дороге.
После получения комбайнёрских «корочек» успел на колхозном поле отработать всего один сезон, как ему вручили повестку из военкомата. Семнадцатилетнего парнишку направили в Куйбышевскую полковую школу, где он проучился в течение шести месяцев.
– На фронт попал в мае 1944 года, – вспоминает Григорий Николаевич. – На поезде повезли в Старую Руссу, но достичь города не получилось. Кругом шли ожесточённые бои, и до места назначения нам пришлось добираться пешим ходом.
Часть, в которую распределили младшего сержанта Овчинникова, вскоре перебросили ближе к границе Латвии. Ветеран сказал, что воспоминания о боях, в которых пришлось участвовать, до сих пор вызывают мурашки по коже.
– Было как в аду: бомбили с земли, с воздуха, что света белого не видать. После одной из атак от нашей роты осталось лишь двадцать человек, а сколько в полку полегло – не счесть. Очень горько было от того что, несмотря на огромные потери, мы не сумели отбросить врага от насиженного места. Сделать это смогли лишь некоторое время спустя, – с горечью в голосе говорит солдат.
В начале осени Григория Овчинникова перевели в связисты. Под яростным фашистским огнём он поддерживал связь командного пункта пехотного полка с батальоном. Часто случалось, что она обрывалась, и тогда солдат, повесив катушку и телефонный аппарат на плечо, мчался по линии, чтобы наладить связь. Во время устранения очередного порыва Григорий получил серьёзное ранение в колено. В полевом госпитале ногу ампутировали, поскольку восстановить её было невозможно. Через два дня солдата отправили в санчасть, расположенную в Великих Луках, потом переправили в Горький. Находясь в городском госпитале, Григорий написал письмо подруге – Валентине, которая, провожая его на фронт, обещала ждать.
– Григорий письма присылал часто, а тут перестали приходить, – присоединилась к беседе Валентина Францевна. – Мысли уж стали посещать: не случилось ли чего худого. Месяца через два почтальон принёс заветный треугольник. Обрадовалась, давай читать быстрее. Сердце, конечно, защемило от такого известия, но сомнений на душе никаких не возникло. Сказала себе: дождусь, главное – он живой.
Лечение в военном госпитале длилось несколько месяцев, а после Григория комиссовали. Несмотря на полученное на войне увечье, он никогда не сидел без дела – всегда трудился. В его жизни было много профессий: транспортировщик, учётчик, бригадир, председатель колхоза. Но больше всех нравилась работа охотоведа. Он посвятил ей больше тридцати трудовых лет.
А вот любимая женщина, как сказал Григорий Николаевич, в его судьбе – одна. Со своей верной спутницей – Валентиной, которая дождалась с войны и вышла за него замуж, прожил шестьдесят семь лет. В их жизни было много счастливых дней, но и испытаний на долю супругов выпало немало. Одной из самых тяжёлых стала трагическая гибель самых родных людей – обоих сыновей Петра, Анатолия и внука Сергея. Несмотря на ничем незаглушимую душевную боль, Григорий Николаевич и Валентина Францевна стараются держаться. Утешением для них являются внуки и правнуки, которые очень любят бабушку и дедушку, приезжают в гости, помогают.
– Мы с Григорием очень благодарны Татьяне, жене Петра. Она не бросает нас, стариков. Регулярно навещает, помогает во всём. Татьяна заботится о нас как о родных родителях, и ей за это наше сердечное спасибо, – сказала Валентина Францевна.
Многие годы Г.Н. Овчинников придерживается традиции – встречать 9 Мая в кругу фронтовиков у районного обелиска воинской славы. Ветеран считает своим долгом в День Победы почтить память всех павших на поле брани. Как сказал Григорий Николаевич, если не подведёт здоровье, нынешний праздник не станет исключением.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК