Совсем недавно отметила свой 85-летний юбилей участница трудового фронта, в прошлом известная в совхозе «Озернинский» и в районе доярка Мария Ивановна Усова,
которая за свой добросовестный самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалью, а за труд в послевоенное время – множеством почётных грамот, её фамилия была занесена в Книгу Почёта совхоза «Озернинский».
Всё это стало достоянием истории, а сегодня эта одинокая пожилая женщина не всегда может самостоятельно себя обслуживать, плохо видит, однако её руки, привыкшие к каждодневному кропотливому труду, находят и сейчас для себя дело: то Мария Ивановна вяжет тёплые шерстяные варежки из разноцветной пряжи, то кормит единственную овцу с двумя ягнятами, специально оставленную для общения и хоть какого-то движения, то прибирает в меру своих сил в стареньком и уже давно не крепком, как и сама Мария Ивановна, домике на Заречной улице в селе Озерном.
-- Господи, как жизнь-то быстро пролетела! – горько вздыхает пожилая женщина, с трудом передвигая больные ноги в толстых шерстяных носках, связанных когда-то своими ловкими руками. – И глаза плохо стали видеть, вас вот поначалу за цыганок приняла, которые разными товарами торгуют, надоели со своим тряпьём. Куда оно нам теперь? Простите меня, Христа ради! Проходите в дом, ветрено на улице, хоть и солнце светит …
В кухне Мария Ивановна приставляет к столу два стула, и мы начинаем беседовать о том далёком времени, когда она была молодой и здоровой, не боялась никакой работы.
-- Отца своего я не знала совсем. Мамонька говорила нам с братом, что он как ушёл на службу, так больше и не вернулся. Брат Александр погиб на фронте в годы войны, а я так всю жизнь и прожила с мамонькой, боялась выйти замуж, чтобы не оставлять её одну, ведь она для меня была светом в окошке, мы всю работу делали вдвоём. Дожила она со мной до 88 лет, я за ней ухаживала, а кто будет меня хоронить, одному Богу известно. Родных нет никого, только двоюродные родственники. Принимала я в дом мужа, мне тогда было уже 50 лет. Он трактористом в совхозе работал. Прожили вместе 30 лет, но поскольку в таком позднем возрасте уже не рожают детей, теперь я одна … Предлагали мне перебраться в дом престарелых, да я всё надеюсь, что поживу в своём доме ещё хоть несколько лет, жалко его оставлять. Помогает мне по дому уже лет 20 Туманова Галина: воду, дрова приносит в дом, продукты по моей просьбе покупает. Я довольна её работой. Дрова я сама покупаю, а вот здоровье теперь нигде не купишь. 5 лет назад у меня случился инфаркт, но выкарабкалась. В прошлом году ещё картошку садила, а что будет сейчас – не знаю. По осени смотрю в окно, вижу лес, и так тоскливо становится на душе! Как давно я в нём не была … Когда-то все грибы и ягоды моими были, душа пела, когда по лесу бродила, а сейчас боюсь далеко от дома уходить, -- продолжает свой рассказ М. И. Усова. – Да и какое будет здоровье, когда с 14 лет наравне со взрослыми начала работать. Поля колхозные полола, боронила на быках, дрова-сырник рубила и вывозила из леса, а ночью на том же быке свой огород пахала, днём некогда было – колхозная работа ждала. Весной на конях семена в поле возила для посевной, в сенокос копнила, траву сухую гребла, овец пасла в трёх километрах от Новоникольска, где я родилась и жила до 1964 года. Питались травой, работу всю делали вручную. Ходили в лаптях, одеться было не во что. Единственные сатиновые юбки и платки мы с мамонькой за мешок картошки в войну отдали, сами остались в холстяных. Ну, как забыть это время? Да и дояркой много лет отработать – это тоже нелегко. А дома ещё хозяйство большое держали всегда: 2 коровы, свиней, табун овец, 30 соток огорода обрабатывали. Пораньше надо было встать, попозже лечь. А сейчас у меня только и забот, что овца с ягнятами, да ещё вот печка начала дымить, надо кого-нибудь просить, чтоб замазали щель глиной. Сил-то уже нету. Да что там говорить, каждый человек в моём возрасте пережил то же самое, не одна я такая. Спасибо государству, пенсию дают вовремя, а сколько пожить ещё доведётся, никто не знает, -- на этой грустной ноте закончила своё повествование Мария Ивановна Усова – простая русская женщина-труженица с нелёгкой судьбой.
На снимке: М. И. Усова
Фото Т. Суховой