Медиакарта
14:58 | 2 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Трудно было очень, но баранку не бросал шофёр…»

Нашему земляку Василию Ивановичу Терентьеву восемьдесят девять лет. «Да, мне много годков стукнуло, но охота ещё пожить хотя бы чуть-чуть. Уж очень интересно, что будет дальше», - говорит ветеран. Смеётся. А в глазах вспыхивает задорный огонёк. Дожив до столь почтенного возраста, он не растерял рассудительности и жизнелюбия.

Василий Иванович - ветеран Великой Отечественной войны. Будучи шофёром автотранспортной роты, проехал по боевым дорогам Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, а Победу встретил у развалин Берлина. О военных шофёрах на фронте ходили легенды. Наш герой - один из них. Ему приходилось доставлять на передовую грузы по немыслимо разбитым дорогам, через изрытые боями поля, болота, под огнём вражеской авиации. Нередко бойцы с удивлением встречали прибывший автомобиль: борта оторваны, кабина похожа на решето, а водитель без единой царапинки и груз цел.

Водительское дело он начал осваивать ещё до войны на Ялуторовском заводе сухого молока, куда в 1940 году устроился учеником аккумуляторщика. Василий родился в деревне Большая Крутая Омутинского района. Кроме него в семье ещё восемь детей. Отца не стало, когда он был ребёнком. После пятого класса школу пришлось оставить, чтобы идти работать. В то время старший брат Исаак жил в Ялуторовске, он взял младших на попечение и помог Василию устроиться на завод.

- О начале войны я услышал по радио, - рассказывает ветеран. – Главный инженер Виктор Павлович Мамонтов собрал всех работников завода, чтобы сообщить о сложившейся ситуации. Тех, кто постарше, сразу стали записывать на фронт, а нас, кому ещё не исполнилось восемнадцати лет, чуть позже закрепили за ДОСААФом. Там с помощью винтовок-«трёхлинеек» мы учились обращаться со стрелковым оружием, отрабатывали навыки стрельбы по мишеням. Полигон располагался у железнодорожного моста через Тобол со стороны улицы Ленина, то место называли лужок. Призвали меня 22 августа 1942 года.

Новобранцев направили в Камышловские военные лагеря. Среди десятков соединений, дислоцирующихся в том районе, после окончания Сталинградской битвы находилась на переформировании 95-я стрелковая дивизия, которую в марте 43-го переименовали в 75-ю гвардейскую. Под её знамёнами Василий прошёл весь боевой путь от Курской дуги до Эльбы.

В апреле эшелон с пополнением двинулся в сторону Курска. Прибытие на станцию назначения совпало с налётом вражеской авиации. «На соседних путях разгружался эшелон с танками, разрывающиеся бомбы подкидывали их как игрушечные вместе с платформами. Жуткое было зрелище. А нам приказали небольшими группами срочно уходить со станции», - вспоминает Василий Иванович.

Так начались фронтовые будни. На заводе Василий окончил трёхмесячные курсы шофёров и успел поработать на грузовом автомобиле ЗИС-5. Поэтому его сразу зачислили в автороту подвоза.

До решающих танковых сражений на Курской дуге оставалось совсем немного. Дивизия заняла исходный рубеж в районе Битюг-Поныри-Подсобуровка.

- С первого дня до наступления, без сна, сутками находился за рулём. Возил на передовую боеприпасы, продовольствие, солдат. А началось сражение с артподготовки (канонада грохотала неимоверно), которая сменилась гулом советских бомбардировщиков.

Наша дивизия была прорывной, бросали на самые трудные участки, и так до самого Берлина. Правда, после ожесточённых боёв за город Штеттин (ныне город Щтецин, Польша), особого сопротивления мы уже не встречали.

Да, многое из памяти ушло. Но отчётливо помню ребят из автороты, жили одной большой семьёй. Однажды в Белоруссии доставили бойцам боеприпасы, а в обратный путь нам загрузили раненых. Местность лесистая, болотистая, дороги - лежнёвки. Как умудрялись по ним ездить, до сих пор не понимаю. Ни влево, ни вправо не свернёшь, кругом топи. И вот на таком участке нас, видимо, заметил корректировщик, по колонне прямой наводкой ударили фашистские пушки. Вмиг разбило две машины, их водители погибли на месте. Это были мои лучшие друзья. Я едва успел выскочить из кабины. Огонь настолько плотный, что невозможно поднять головы и помочь раненым выбраться из кузова. Когда всё стихло, проверил свою машину, на удивление она завелась, и я кое-как добрался до медсанбата, где мне дали санитаров и технику. Вместе вернулись к расстрелянной колонне, чтобы забрать раненых и тела погибших. В живых тогда остались немногие.

Помнится, как мы стояли у Берлина, который напоминал огромные горы щебня и бетона, только окраины остались более или менее уцелевшими. В один из дней наша рота перевозила какие-то грузы в город Галле, и вдруг со всех сторон началась стрельба, послышалось родное русское «Ура!!!». Мы остановились, выскочили из машин, понять не можем, что за наступление началось, и только потом нам сообщили: «Война закончилась!». Радовались как дети, ведь об этом моменте только и мечтали.

Демобилизовался Василий Иванович в 1946 году. Вернувшись в Ялуторовск, продолжил работать водителем на молочноконсервном комбинате. Только в семьдесят лет он оставил баранку и ушёл на заслуженный отдых.

Алексей ГИЛЁВ

Теги: победа