Каждый, кто служил в армии, хранит о тех днях свои воспоминания. У кого-то они приятные, кому-то мешают спать по ночам. С течением лет всё плохое и ненужное из головы, как правило, выветривается и оставляет на долгие годы то, что забвению не предаётся. А если это связано с каким-то таинственным событием, не поддающимся объяснению более пятидесяти лет, то с годами воспоминания становятся ещё мучительнее. Случилось такое событие и с моим сегодняшним собеседником – Хамзой Фазыловичем Сюникаевым.
– В середине марта 1959 года, когда я был курсантом воинской части 6602У, наше отделение подняли по тревоге, посадили в вертолёт и увезли в горы Северного Урала. Для какой цели это делалось, точно из нас никто не знал, прошёл только слух, что трупы туристов везут искать и всё. Тревоги придавало ещё и присутствие хмурого, неразговорчивого офицера и радиста, которых до этого мы не видели. Прибыв на место, разместились в уже разбитой солдатской палатке и стали ждать утра. В сердце – тревога, трепетное ожидание чего-то неизвестного, – рассказывает Хамза Фазылович.
В первый раз эту историю от него я услышал примерно лет 25 назад. Тогда он тоже вспоминал эти дни службы с таким же волнением, как и сейчас, ничего не изменилось в его душе за это время. Когда с трагедии сняли гриф секретности, в прессе и Интернете стали публиковаться материалы с версиями развития событий. За ними Хамза Фазылович следит внимательно. Кроме этого, у него налажены тесные связи с «Центром гражданского расследования трагедии дятловцев» (НАВИГ, АЛАТАО), находящимся в городе Екатеринбурге.
Для тех, кто об этой истории ничего не знает, вкратце расскажу, что в ночь на второе февраля 1959 года на Северном Урале погибла одна из сильнейших по тем временам туристических групп города Свердловска, состоящая из студентов Уральского политехнического института (УПИ). В ту роковую ночь по неизвестной причине ребятам пришлось в спешном порядке покинуть установленную на склоне палатку и бежать вниз, к лесу. По обнаруженным следам поисковики определили, что убегали студенты разутыми, так как видны были отпечатки босых ног, а длина шага составляла около метра. Первых двух замёрзших нашли 27 февраля, а четверых последних только 4 мая под четырёхметровым слоем снега. В поисках принимали участие несколько туристических групп УПИ, солдаты (как утверждает Хамза Фазылович, под наблюдением представителя из КГБ) и местные охотники с собаками. Трое из девяти погибших туристов получили серьёзные травмы: читая собранные Хамзой Фазыловичем документы, многие из которых опубликованы в журнале «Уральский следопыт» за 2009 год, узнаю, что у Людмилы Дубининой было сломано 10 рёбер, кроме этого, обширное кровоизлияние в сердце. У Тибо-Бриньоля обширное кровоизлияние в правую височную мышцу, соответственно ему вдавленный оскольчатый перелом костей черепа размером 9х7 сантиметров, а длина одной из трещин – 17 сантиметров. У Золотарёва сломано пять рёбер, что и повлекло смерть. Гибель туристов вызывает до сих пор слишком много вопросов, найти объяснения которым не может никто уже более 50 лет. Погибли, вроде, в одно время, так как, по данным экспертизы, пищу принимали за 6-8 часов до смерти, тогда кто и зачем срезал на них одежду? Поисковики нашли двое эбонитовых ножен, причём одни из них были на месте обнаружения палатки. Они в списках опознанных и неопознанных вещей заболевшим и непродолжившим поход Юдиным не значатся. Кто их потерял?
Эти и многие другие вопросы не дают покоя Хамзе Фазыловичу уже 54 года, и полученное им в январе нынешнего года письмо из Екатеринбурга от В.Г. Якименко – председателя секции туризма УПИ в 1960-1961 годах – мало проливает света на эту историю: «Мы, группа участников поиска, в частности я, Бартоломей, Согрин, Асканидзе, склоняемся к тому, что там была большая ракета Р-7. Она либо подорвана, либо в этом месте произошло отделение первой ступени. Обломки падали где-то недалеко от ребят, может быть, в нескольких километрах от них. Они сфотографировали фрагменты ракеты. А затем их накрыло облако газов ракетного топлива либо продуктов его горения. Ракетное топливо того времени – керосин и жидкий кислород. Оно быстро рассеивается. К появлению поисковиков никаких следов не осталось». Примерно к такому же выводу пришли и тюменские туристы, недавно побывавшие на Перевале Дятлова. Но Хамза Фазылович уверен, что, кроме всего этого, до появления поисковиков там уже кто-то побывал, и некоторые сведения, полученные им из телепередач, подтверждают его версию.
Аварии в туристических походах, в общем-то, случаются. Но особый их всплеск пришёлся на 1961 год, после запрета туризма в СССР. Вот как об этом пишет в журнале Пётр Иванович Бартоломей – заслуженный путешественник России, мастер спорта СССР по туризму: «Недавно, рецензируя книгу Е.В. Буянова «Тайна аварии Дятлова», я нашёл в ней уточнённую информацию о том, что в 1961 году в стране погибли более 200 туристов. Никогда до и после такого не было».
Поскольку данная тема беспокоит моего собеседника не один десяток лет, то он внимательно изучал все доступные материалы, связанные с трагическими выходами туристических групп. Ни одна из известных ему трагедий не покрыта такой таинственностью, как произошедшая со студентами УПИ в далёком 1959 году.
Фото: из журнала «Уральский следопыт», 2009 г.