Медиакарта
0:37 | 20 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Свято ли место?

В Знаменском монастыре, фрагменты которого до сих пор держат-связывают зияющие пустоты подгорного Тобольска, есть памятнейшее место. Историк Алексей Нескоров рассказывает о том, чем примечательна территория нынешнего сельскохозяйственного колледжа.

Известно, что поход Ермака, положивший начало реальному присоединению Сибири к России, стал одним из самых значительных событий в русской истории. Со временем может оказаться, что это было самое главное событие нашего прошлого. Не случайно многие историки по значимости ставили его в один ряд с открытием и колонизацией Америки.

Ещё в начале XVII века это понял первый сибирский архипастырь – архиепископ Киприан. Буквально сразу после назначения на Тобольскую кафедру он оценил исключительную популярность Ермака в народе. Причём не только у русских, но и в среде коренного населения – сибирских татар и угров.

Архиепископ решил использовать этот культ личности в интересах православной церкви и в 1622 году приказал «кликати» Ермаку и его погибшим товарищам-казакам «вечную память».

Понятно, что «вечная память» провозглашалась только погибшим в боях за Сибирь. Но многие участники того великого похода дожили до приезда в Тобольск архиепископа. И, хотя со времени начала казачьего похода прошло 40 лет, многие ермаковцы ещё продолжали находиться на государевой службе. В составе «старой сотни», как и при Ермаке, в первой половине XVII века продолжали нести службу атаман Гаврила Ильин, пятидесятники Осташка Антонов и Ивашка Лукьянов, десятники Ларка Сысоев, Дружина Васильев, Фомка Бородин и Пашка Ерофеев.

Но были в Тобольске и менее благополучные казаки, которые состарились или получили в боях и походах ранения, увечья, потеряли здоровье и трудиться уже не могли. Пенсий от государства тогда не полагалось. Кормили только тех, кто служил. Поэтому многие ветераны «сибирского взятия» сильно бедст­вовали. При Киприане или чуть позже Тобольск получил от Москвы разрешение на устройство богадельни при Знаменском монастыре, что находится в подгорной части Тобольска, приюта для стариков, которые служили «в Сибири лет по сороку и больше с сибирского взятия, и на боях ранены и за старость и за увечья от … службы отставлены и волочатся по дворам, помирают голодной смертью».

В те же 20-е годы XVII века архимандрит Знаменского монастыря писал, что в монастырь «стригутся (обряд принятия монашества) все служивые люди: увечные, раненые и которые очми обнищали (ослепли от старости или болезней глаз), за убожество, иные без вкладу (по бедности, без принесения пожертвования монастырю), стриглись еще из Ермаковых казаков постриженики (монахи) лет во сто и больше».

Из этих свидетельств со всей очевидностью явствует, что знаменитый Знаменский монастырь при перенесении его под гору (1623 г.) в качестве мужского монастыря первым Тобольским и Сибирским архиепископом Киприаном создавался, в том числе и для оставшихся в живых престарелых казаков Ермака.

Естественно, приняв монашест­во и проводя остатки дней в молитве, они постепенно уходили в мир иной. Государство обеспечивало им кров и кусок хлеба, а их погибшим в боях товарищам пелась в церквах «вечная память».

Умерших хоронили, как тогда было принято, тут же, вокруг алтарной части в Преображенской церкви, которая стояла в центре монастыря.

Что касается доживания казаков-монахов до 100 лет и более, то это не преувеличение цитированного выше архимандрита Знаменского монастыря. Историк А.А. Преображенский обнаружил архивные документы, подтверждающие правдивость слов настоятеля монастыря о долгожителях в рядах соратников Ермака. Так казак Н. Брянцев, умерший в монастыре в 1666 г. или 1667 г., нёс службу, по словам его сына, «лет 80 и больши». И мы имеем все основания полагать, что сосланный в Сибирь (в нашем городе с декабря 1653 по июль 1656 и ещё полгода в 1663–1664 гг.) легендарный борец с «никонианством» протопоп Аввакум, по прибытии в Тобольск поселённый в Знаменском монастыре, имел возможность общения с казаками Ермаковой дружины. Не исключено, что протопопу доводилось не только беседовать, молиться с казаками Ермака, но и сопровождать их в последний путь по православному обычаю.

Таким образом, Аввакума, неистового ревнителя исконного православия, помнит не только земля Знаменского монастыря и церкви Тобольска, но и могилы тех героических казаков, чьи останки покоятся в монастырской земле у алтарного пространства нынешнего Семинарского храма.

Но можно ли назвать такое «упокоение» покоем?

Могилы Ермаковых казаков, монахов из православного клира, да и вообще всех выдающихся тоболяков, похороненных в Знаменском монастыре Тобольска даже в XIX веке, уже давно забыты. Такое забвение могло быть хоть как-то оправдано при советской атеистической власти, но сегодня это просто недопустимо. Смеем ли мы – тоболяки, сибиряки, россияне – забывать тех, кому обязаны Сибирью и её историей? Можно в монастыре установить памятную доску. На церковь, у стен которой похоронены Ермаковы казаки. Или на капитальное здание туалета, поставленного на этом небольшом церковном кладбище. Или на помещение коровника, построенного на тех же монашеских могилах.

А можно на площадке монас­тыря, между семинарским храмом и семинарским учебным корпусом, установить скульптурную группу, в которой бы можно было увидеть ещё молодого неистового хранителя веры протопопа Аввакума (33-35 лет), проповедующего старым Ермаковым казакам.

Туалет и коровник надо бы давно убрать. Неужели это невозможно в самой богатом регионе и духовном центре России?

Алексей НЕСКОРОВ Юрий ПОПОВ (фото)