Медиакарта
7:01 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нерукотворный памятник

Новое оригинальное издание общественного фонда «Возрождение Тобольска»

Кто из нас не читал сказку про Конька-Горбунка. Есть ли такие люди вообще? А в нашем городе? Думаю, что все-таки найдутся, но в количестве малом. Да и не о них сегодня речь пойдет. Про книгу говорить станем.

Со дня первого печатного воплощения сказки «Конек-Горбунок» (отрывок в журнале «Библиотека для чтения») минуло более 175 лет. И уж издавали ее, переиздавали за эти годы. И на языки заморские, и ближнесоседские переводили. И экранизировали, и анимизировали, и на подмости театральные Конька нашего просто за уши выволакивали. Был даже одноименный игровой автомат советского производства.

И вот передо мной очередное. Нет, все же новое издание. Новое и уникальное. Книга под именем «Конек-Горбунок, или Тобольский сказочник Петр Ершов» выпущена в жизнь издательским отделом общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Проект при-урочен к 175-летию вечной сказки – литературного памятника, главной, пожалуй, книги нашего города.

И это не просто книга… С ней хочется разговаривать исключительно на ВЫ, звать ее по отчеству, не листать, но торжественно перекладывать плотные страницы, не пробегать наскоро глазами по тексту, но ЧИТАТЬ. Читать, как поучал незабвенный герой другой книги, «с чувством, с толком, с расстановкой».

А почитать есть что. Вступительные статьи Аркадия Елфимова и Сергея Небольсина – оригинальный взгляд на хорошо известное произведение, плотно увязывающий сказку, ее автора, землю Сибирскую и эпоху в единое целое.

Центром, основой экспозиции книги являются воспоминания университетского товарища Ершова, незабвенного Андрея Константиновича Ярославцова. Этот труд, объединивший биографические записки, письма Петра Павловича, отзывы и рецензии, хорошо известен исследователям и простым почитателям таланта нашего земляка. Он выходил и отдельными изданиями (первое в 1872 году), и в различных сборниках-альманахах. Но, наверное, впервые воспоминания Ярославцова включены в столь масштабный издательский проект, получив достойнейшее обрамление.

Искусствовед Наталья Сезева подготовила для книги статью «Мир сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», повествующую об истории ее иллюстрирования. И действительно, какая же сказка да без картинок! А «картинки» к «Коньку» поистине можно смело выделить в отдельный жанр книжной иллюстрации.

Ну, а затем, после короткого эссе Александра Быкова о «Русской сказке в трех частях», начинается и та самая сказка: «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – на земле, жил старик в одном селе…» И так вот течет наша сказочка рекой непредсказуемой, взвивается в небеси с Коньком ушастым, в палатах царских звенит простонародным хулиганским хохотом, с Месяцем беседы за жизнь ведет да Рыбу-кит уму-разуму поучает. А мы все перекладываем страницы, да оформлению чудному дивимся.

На «квадратный дециметр» великого Ершовского текста в новой книге приходится ажно по три иллюстрации. И подбор их можно назвать не просто оригинальным, но даже и новаторским. Тобольская архитектура и пейзажи на фотографиях – Аркадия Елфимова. Классические иллюстрации – Афанасьева, Белова, Соколова, Кокорина, Елисеева… И здесь же, бок о бок, рядышком, Наташа Созонова (13 лет, Тобольск), Илья Шестаков (10 лет, Тюмень), Света Волошкевич (9 лет, поселок Сумкино). Издатели щедро наполнили сказку детскими творческими работами, наивными и прекрасными.

Эклектика, скажете вы, и я соглашусь, добавив: замечательная эклектика, что так сродни самой сказке. Эклектика, ставшая высоким стилем. Но пришло время опуститься с горних высей на суровую землю. Мой коллега, известный скептик-реалист, взвесив том «Конек-Горбунок, или Тобольский сказочник Петр Ершов», прокрутил внут-ренний калькулятор и заметил желчно: «Да для кого ж они такие книги печатают? Кто купить-то сможет? Она, поди, не один десяток тыщ стоит».

Что ж. Издание, действительно, не для «библио-течки школьника» и не в формате домашнего стеллажа. Книга коллекционная выпущена нумерованным тиражом 80 экземпляров. Отпечатана в типографии славного города Верона. И, конечно же, стоит…

Но не решитесь же вы, дорогой читатель, заказать скульптору Переяславцу памятник тому же Петру Павловичу для того, чтобы установить его на своем дачном участке о шести сотках?.. Вот и эта дорогущая по себестоимости книга есть не что иное, как памятник… Литературный памятник.

Серийных изданий «Конька» достаточно. Теперь вот есть такое – раритетное. И то, что родилась сия библиографическая редкость-диковина в городе Тобольске, не только символично, но и очень правильно.

И «нумерованность» тиража совсем не означает того, что весь он осядет в частных коллекциях и разойдется на подарки высокопоставленным лицам. Насколько мне известно, фонд «Возрождение Тобольска» непременно рассылает свою духовную продукцию по библиотекам, музеям и другим учреждениям культуры.

Засим окончим наш рассказ. Как там у Петра Павловича: «Сердцу любо! Я там был, мед, вино и пиво пил; по усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало».

Дмитрий Карасиер