Почти тридцать лет – более чем серьезный срок. Однако Сергей Васильевич не жалеет о годах, отданных им исправительной колонии. Потому что здесь – его любимая работа.
Учитель истории Сергей Бондаренко уже 29 лет преподает в вечерней школе N 13, которая находится на территории четвертой исправительной колонии.
– Наша школа, конечно, во многом отличается от любой дневной, – рассуждает он. – Однако общее все-таки есть. Сейчас ученики меньше тянутся к знаниям, меньше читают... Это касается и тех ребят, что учатся в обычных школах, и наших подопечных.
Пока мы разговариваем с Сергеем Васильевичем, мимо нас как раз проходят его ученики. Не в школьной форме, а в черной робе. Многие из них давно вышли из школьного возраста.
– В исправительной колонии среднее образование получают осужденные, которые на воле не окончили школы, – поясняет Бондаренко. – Аттестат, полученный в вечерней школе, ничем не отличается от обычного. Дальше выпускники могут продолжить учебу в техникуме или получить высшее образование. Если заканчивается срок – то уже на свободе, а если еще нет, то здесь же, в исправительном учреждении…
В здешнюю школу отправляют тех осужденных, которым еще нет тридцати лет. Но, по словам и.о. заместителя начальника ИК-4 Сергея Петрова, просятся сюда и люди постарше. Таких инициативных немного, поэтому никто им не отказывает…
– А я-то – нет, не ученик, – качает головой наш новый знакомый Александр. – Школу окончил много лет назад, вольную. А сегодня решил ребят-выпускников поддержать. Помню, как на воле своих сыновей из школы встречал… Ностальгия!
В этом году в 13-й вечерней школе 42 выпускника из 9-х и 12-х классов. Сейчас они стоят неровным рядком в актовом зале. Кто-то зажал в кулаке, синем от наколок, тюльпаны для учителей. Подталкивают друг друга локтями, перемигиваются, оглядываясь на людей в форме.
– А как у ваших учеников с дисциплиной? – возвращаюсь я к разговору с Сергеем Бондаренко, прикрывая дверь в актовый зал, где уже кто-то запел песню под гитару.
– Отлично! Здесь же, прямо в школе, находится пост, где постоянно дежурят сотрудники колонии. Так что дисциплину никто не нарушает.
– И все же, люди-то разные, из группы риска…
– Знаете, поначалу большинство осужденных приходят в школу обозленными. Не проявляют этой агрессии в открытую, но определенное напряжение чувствуется. Однако через несколько месяцев это проходит… За все эти годы у меня не было ни одного ученика, который после выпуска сказал бы, что ему это все было не надо. Все говорят только спасибо, искренне!
– На последний звонок ко многим выпускникам пришли родители, к кому-то – жены, – продолжаю я. – Не было ли в вашей практике таких случаев, когда на ученика приходилось воздействовать через родственников? Скажем, вызывать родителей на педсовет…
– Нет, – улыбается Бондаренко. – Взрослые же все, какие уж тут им родители! Многим и они не указ! В старших классах приходится, так сказать, давить интеллектом. Вот тогда тебя зауважают… А еще заинтересовать обязательно надо чем-то!
И у Сергея Васильевича это получается. Кроме основных предметов – русского языка и математики – выпускники частенько выбирают для экзаменов историю.
– Им вообще гуманитарные предметы больше нравятся, – говорит Бондаренко. И, улыбаясь, добавляет: – Сколько у нас поэтов, песенников!
За дверью актового зала все еще поют. Не про «школьную пору» и не про то, что «учат в школе…» Местным ученикам хочется слушать про маму, про любимую, про то, что их ждут. И учителя не против, не настаивают на своем репертуаре. Вот он – педагогический такт!
Сегодня в 13-й школе работают 17 учителей, включая директора Андрея Анатольевича Ляпина, который также преподает историю.
Он говорит, что привык здесь. И, наверное, другой работы уже и не хотел бы. Верю его словам, потому что вижу, с каким азартом он рассказывает о том, сколько среди его учеников отличников, «хорошистов». И о тех, с кем еще предстоит долгая работа.
– А классы вы наши видели? Актовый зал? – спрашивает он. – Хорошо же!
Внутри школа не отличается от тех, в которых мы учились. Здесь, и правда, хорошо: светло и уютно. Правда, до тех пор, пока не вспомнишь о ее расположении.
– Но учиться же всем надо! Так ведь? – обращается он ко мне и одновременно к парням, которые проходят мимо.
Те с готовностью говорят: «да!» Хотя, что у них в голове на самом деле – не узнаешь… Но учителям они не перечат.
– Директор и учителя в авторитете? – спрашиваю я.
– Да. В обычных школах, кстати, ученики позволяют себе гораздо больше вольностей по отношению к преподавателям, чем здесь, – отвечает.
… Последний звонок отзвенел. Родственникам пора выходить за территорию колонии. Плачут, обнимаются со своими выпускниками, говорят, что ждут их поскорее домой.
– Обычно учителя радуются, если их выпускники потом поступают в высшие учебные заведения, – задумчиво говорит Сергей Бондаренко, глядя на прощание с родственниками. – А мне радостно, когда я встречаю своего бывшего ученика уже на воле, и он говорит мне: «А у меня, Сергей Васильевич, все хорошо! Работа, семья, дети! Жизнь наладилась!» Ради этих слов, наверное, до сих пор тут и работаю.