Каждый из нас изучал в школе иностранный язык. Бытует мнение, что одним
из самых сложных языков для изучения является немецкий. На показательном
уроке немецкого удалось побывать в рамках финального тура конкурса
"Педагог года-2013".
"Детям легче даются для запоминания те или иные вещи, поскольку у них
развито нелогическое мышление, - говорил учитель немецкого языка средней
школы N 17 города Тюмени Петр Агеев. - Я использую в обучении метод
аналогий или ассоциативного мышления".
Молодой педагог продемонстрировал свою систему преподавания. Например,
"часы" по-немецки произносятся "ур". У ребёнка возникает ассоциация с
междометием "Ура!", а может быть и с фразой "Ура! Переменка!". Дом
по-немецки "хаус". Часто случается так, что у многих дома царит
настоящий хаос. Слова созвучны, поэтому ребёнку несложно нарисовать в
своём сознании такую аналогию.
Претендент на звание "Педагог года", 34-летний учитель информатики
средней школы N 64 г.Тюмени
Дмитрий Новиков окончил Санкт-Петербургский государственный университет
по специальностям "философ", "преподаватель философии", "учитель
начальных классов", "филолог". В его представлении педагогика и
философия неотделимы. Отсюда следует, что без философии педагогическое
искусство невозможно. Да и в целом, оно не может существовать без многих
наук. "Во всякой науке есть стремление к истине, - говорит Дмитрий. - В
педагогике же множество научных устремлений воплощается в одно действие
- в искусство приближения. Как сделать дальнее близким?" Ответ на этот
вопрос Дмитрий искал и на своём показательном уроке, посвящённом
информационным технологиям.
Своё педагогическое мастерство продемонстрировала на конкурсе и
учительница русского языка и литературы Богандинской средней школы N 1
Светлана Суслаева.
Когда Светлана приехала в Тюменский район из Тобольска, её,
филолога, заинтересовали названия населённых пунктов. Она увидела, с
каким увлечением ребятишки собирают топографический словарь.
Светлана начала исследовать название посёлка. Сначала она думала,
что "Боганда" означает "Богом дана". Но в ходе изысканий выяснилось, что
название это состоит из двух тюркских слов - "Бугэн" (сегодня) и "анда"
(место) - и дословно означает "близкое место".
Во время конкурса Светлана провела филологический мастер-класс. Зачитав стихотворение
"Роса состоит из росинок", попросила найти в этом тексте элементы
школьных предметов. Выяснилось, что в стихотворении есть и
история, и география, и биология, и физика с химией, и даже такая
вузовская дисциплина, как политология. Словом, в одном небольшом тексте
воссоздана многообразная картина мира. Не случайно слово "текст"
(по-латыни textus), означает "соединение", "ткань".
Все финалисты представили на суд зрителей и жюри свои уроки и новые
подходы к преподаванию. А в заключении 10 сильнейших
педагогов Тюменской области (5 учителей и 5 воспитателей дошкольных
учреждений) продемонстрировали знание и понимание
современных тенденций развития образования, умение вести диалог и
отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии.
В течение 40 минут представители СМИ
задавали вопросы, а педагоги старались дать на них полные, развёрнутые
ответы. Затем, когда жюри удалилось на совещание,
общение участников с залом продолжилось в более свободном режиме. А
послушать, надо сказать, было что.
В итоге победителями конкурсов в номинации "Учитель года-2013" стали:
учитель информатики средней школы N 64 г.Тюмени Дмитрий Новиков (1
место), учитель немецкого языка средней школы N 17 г.Тюмени Пётр Агеев
(2 место), учитель английского языка средней школы N 13 г.Тобольска
Оксана Корикова (3 место).
В номинации "Воспитатель года" победила воспитатель детского сада N 18
г.Тюмени Анастасия Гелеханова.
Педагогов "столичного" в числе победителей в этом году не оказалось, но они достойно
представили район на конкурсе, ведь в таких мероприятиях победа - далеко
не главное.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.