Эту наболевшую тему начнём нетрадиционно – с анекдота:
«Встречаются два «новых русских»:
-Здорово, браток! О-о-о, у тебя золотая цепочка, как у меня! Где покупал?
-Да, вон в том бутике…
-И почём оторвал?
-Семь «косых» баксов…
-Ну, ты и чайник! Вот за тем углом, точно такие же по 10 штук зелёных отдают!!!»
…Это было бы смешно, если бы не было так грустно. А между тем, подобные байки берутся из реальной жизни. И возникает вопрос: почему цена на один и тот же товар в разных магазинах имеет такое неравновесие? Существует ли какой-то порядок, оптимальная величина или ограничение в наценках? Или всё зависит от «аппетита» хозяина торговой точки?
Само собой, редкий владелец магазина приоткроет свою коммерческую тайну, и наша попытка узнать «процент вознаграждения» разбилась о глухую стену. Но может быть «накрутки» регулируются законодательно? Мы обратились к начальнику отдела экономики и прогнозирования администрации района Е.А. Зарубиной, задав ей один-единственный вопрос:
-Существует ли порог процентной надбавки, который нельзя переступать?
На что незамедлительно поступил ответ:
-Ограничений нет. При рыночной экономике наценку устанавливает хозяин - это его право сбывать товар и получать вознаграждения с каждой продажи. Однако в настоящее время в Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на сдерживание цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Перечень таких товаров, методику расчёта и порядок установления предельных размеров оптовых торговых надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам производителей на данные виды товаров, а также порядок установления предельно допустимых розничных цен на них будет определять Правительство РФ.
Кто-то делает деньги на оборачиваемости, т.е. большем количестве проданного товара за меньшую сумму, кто-то наоборот - лучше мало, но подороже... Но никто не станет работать себе в убыток – это однозначно. Владельцы коммерческих магазинов затрачивают средства на транспорт, зарплату, аренду... Ценовые колебания рождают здоровую конкуренцию, а выбор остается за потребителем: покупать-не покупать или поискать другой магазин, где подешевле, да и продавцы поприветливее… Что, кстати, играет далеко не последнюю роль.
О. АНДРИЕНКО