Медиакарта
8:44 | 19 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Фестиваль «крылатых» идей

Фестиваль «крылатых» идей
14:43 | 06 июня 2013
Источник: Новая жизнь

Такую притчу в своем выступлении рассказала Марина Ильинична Глазкова, руководитель методического образования начальных классов Бердюжской средней школы. Действительно, «подарить ученику крылья» очень важно, но как при этом самому стать «крылатым»? Учителя знают ответ. Главное - прилагать много усилий и совершенствовать свои педагогические навыки. Многое изменилось в системе и методике образования, поэтому приходится осваивать не только новые стандарты, но и работать над дополнительными занятиями, подготовкой к ЕГЭ.

В минувшем учебном году в Бердюжской средней школе впервые состоялся фестиваль педагогического мастерства, на котором учителя поделились опытом и результатами своей работы с коллегами, обсудили новые методы проведения занятий. Ирина Николаевна Гаврилова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассказала о системе методической работы в школе, о достижениях педагогов, учащихся. Марина Ильинична Глазкова представила методический альманах МО учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год. В настоящий момент перед современной школой и каждым учителем стоит проблема повышения качества обучения. С 2010 года учебная деятельность начальных классов осуществляется по новым образовательным стандартам. В 4 классах был введен предмет ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики). Скоро состоится районный фестиваль «Шаг в будущее», на котором ученики представят свои проекты по новому предмету. В этом учебном году ребята участвовали в различных конкурсах всероссийского, районного уровня, в проектах областного масштаба, в проведении предметных недель. Особая роль отведена юбилею района: «Неделя знатоков родного края», фотовыставка «Мой любимый край Бердюжский»; цикл экскурсий в краеведческий музей, информационные часы «Бердюжье в цифрах»; проба пера «Я родом из Бердюжья». Учителя также принимали участие в мероприятиях различных уровней. Следующим этапом фестиваля стало заседание методического объединения учителей русского языка и литературы, которое провела Марина Ивановна Няшина, руководитель МО. Тема - «Требования к современному уроку русского языка» - неслучайна, ведь появились новые условия и стандарты проведения урока. Теперь учитель становится не транслятором готовых знаний, а организатором условий для самостоятельной работы ученика. Даже тему занятия ребятам предлагается сформулировать самостоятельно. Урок должен быть наполнен таким содержанием, которое позволяет овладеть жизненно важными умениями и навыками, помогающими в решении реальных проблем. В связи с этим и прозвучала грустная шутка, в которой, как известно, всегда есть доля правды: -Пришли в вуз, нам сказали: «Забудьте все, чему вас учили в школе», - проучились 4 года в вузе, пришли в школу, нам сказали: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». Почему так? Школа - давала знания ради знаний, институт - давал знания не для того, чтобы мы их потом применяли. Поэтому, когда советское время закончилось и начались 90-е, - успешными стали бывшие двоечники. Куда же делись пятерочники? Хорошо, если они потом пристроились на фирму к тем же двоечникам… Ольга Евгеньевна Барановская, учитель русского и литературы Зарословской средней школы, в виде эссе рассказала, для чего нужны новые образовательные стандарты: -Самое главное - для того, чтобы воспитать личность развивающуюся, толерантную, готовую сотрудничать с людьми разных национальностей. Личность конкурентоспособную, которая будет востребована в современном мире. Может быть, получить не одну профессию, а несколько. Это очень важно в наше время. Требований к учителю много. А ведь необходимо еще и увлечь ребенка, а для этого в первую очередь его нужно чем-то удивить. Сначала возникнет интерес, который приведет к познавательной деятельности, а там и до открытия недалеко. Недавно в Бердюжской школе появилась цифровая лаборатория «Архимед». Это комплект, в состав которого входят датчики и регистраторы, цифровой микроскоп, увеличивающий в 10, 60, 200 раз. Оборудование используется для широкого спектра исследований, демонстраций лабораторных работ, повышает точность и наглядность экспериментов. Уже первые опыты с использованием этой лаборатории вызвали интерес учащихся к новому оборудованию и желание его освоить. Можно проводить работы как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. На уроках физики оборудование использовалось при изучении тепловых явлений - например, при исследовании условий перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое; измерении температуры и влажности воздуха; для замера уровня шума в школе. Ребята исследовали шумы в школе в наиболее людных местах. Результаты показали, что Бердюжская школа (как и большинство общеобразовательных учреждений, где много учащихся) страдает от внутришкольного шума. На уроках химии датчики используются для измерения температуры пламени, электропроводности и кислотности раствора, на занятиях возможно измерение калорийности пищи, определение кислотности почвенного грунта. В результате опыта с перетяжкой пальца (что нарушает кровообращение органа) на уроке биологии учащиеся сразу понимают, почему мерзнут ноги в тесной обуви, что туго затягиваться ремнем вредно, почему кровоостанавливающий жгут зимой нельзя накладывать на такое же время, как и летом. При изучении кислотности веществ учащиеся самостоятельно делают выводы, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы. Что говорить о школьниках, если учителя, которым было предложено поучаствовать в мини-исследовании по предметам физике, химии и биологии, с неподдельным интересом следили за каждым действием учеников-консультантов! Неудивительно - ведь раньше о таком оборудовании можно было только мечтать, а теперь появилась возможность почувствовать себя настоящими исследователями. По новым стандартам особое место в педагогической практике занимает внеклассная работа. При этом речь идет о развитии не только творческих способностей учеников, но и творческого потенциала самих педагогов. Новая форма работы - предметная неделя, в случае Бердюжской школы - это предметный месяц. Уже в течение нескольких лет предметный месяц посвящается какой-то определенной теме. Самым значительным событием становится, как правило, концерт или театрализованная постановка, которые являются результатом совместного творчества педагогов и учащихся. Отчетным мероприятием предметного месячника учителей иностранного языка стала театрализованная постановка «Юные волшебники». Увлекательная игра выступающих, непривычные диалоги на английском, интересные костюмы – все это позволило зрителям окунуться в мир волшебной сказки о Гарри Поттере. Так прошел первый фестиваль педагогического мастерства. И прошел недаром – много нового было услышано, учителя поделились опытом с коллегами, обсудили важные темы, новые стандарты. Главное - в пространстве постоянно меняющегося образования не только стать «крылатым», но и не потерять эти крылья, помогающие ученикам увидеть новые горизонты.

Автор: Мария ГУСЕВА.