Медиакарта
8:36 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заметки на полях квитанции

Платежи за коммунальные услуги растут. Потребителям говорят, что это необратимый процесс, и утешают, что повышение цен в среднем за год составит всего-то шесть процентов.

Утешение слабое, хотя рост платежей некоторым категориям граждан частично действительно субсидируется. Но в основном ассортимент предъявленных потребителям счетов и расценок настолько широк, что это неизбежно сказывается на семейном бюджете многих тоболяков.

Ключевой аргумент, объясняющий необходимость повышения платы на жилищно-коммунальные услуги, – ссылки на некую экономическую целесообразность, в частности, на необходимость развивать и поддерживать естественные монополии, а также крупные энергокомпании, нуждающиеся в средствах для поддержки и расширения мощностей.

Однако как именно расходуются полученные средства, рядовой потребитель не знает. И никто не в состоя­нии пояснить: одновременный рост расценок практически на все виды услуг для безропотного населения – это пробный шар для одного только года или уже устоявшаяся традиция?

Ответы на эти вопросы хотели получить участники семинара, который состоялся в большом зале городской Думы. Обстоятельные выступления, а затем конструктивные разговоры позволили многим выбраться из дебрей, название которым «Платежи за коммунальные услуги». Попробуем разобраться с этим и мы.

Простая схема

На семинаре собрались в основном люди подготовленные: руководители комитетов администрации города и директора, замы управляю­щих компаний, депутаты и домкомы.

Из выступления директора департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Евгения Карташова: – Схема платежей за жилищно-коммунальные услуги проста. Она состоит из двух частей. Мы с вами платим за «жилищные услуги», а это значит – за содержание и ремонт жилого помещения. Сюда входят услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за сбор и вывоз мусора и наконец за содержание и текущий ремонт общего имущества. В перечень коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) и отопление.

«Коммунальный «плов»

Причём тут плов, спросите вы. А притом, что платежи за услуги ЖКХ как раз и напоминают нечто многокомпонентное, похожее на это блюдо. И цена этого «плова» с каждым годом всё выше и выше. Правда, по словам Евгения Карташова, по поручению губернатора области Владимира Якушева разработаны специальные схемы по сдерживанию тарифов. Определён и некий предел роста – не выше 12 процентов в год. С 1 июля платежи станут выше. Насколько?

Если за водоотведение платили 31,42 руб. за куб. м, то с июля – 31,73. Нам разъясняют: стоимость услуг за горячее водоснабжение для потребителей зависит от сис­темы. Больше приходится платить тем потребителям, к которым горячая вода поступает по закрытой системе. При ней учитываются не только стоимость холодной воды, но и затраты тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубометра, и затраты на содержание цент­рального теп­лового пункта. В совокупности сумма составит 120, 38 руб. за куб. м воды. При открытой системе – 115, 64.

По мнению директора департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, стоимость воды обоснованна… Но сомнение всё-таки есть. И оказалось, что я не одинока в своих раздумьях. Моя соседка, председатель палаты ТОСов при администрации города Галина Чумакова, тоже тихо возмущается новыми тарифами, необоснованностью взимания платежей за так называемые общедомовые нужды. А тут ещё в зале кто-то выкрикнул: «Почему же стоимость воды и других жилищно-коммунальных платежей в Тобольске значительно выше, чем в Тюмени?»

Июнь – месяц перемен

Реформы ЖКХ – это экономия... Казалось, чего проще: установил счётчик и начинай экономить. Но не тут-то было. Парадокс, но когда ввели в квитанциях разряд «общедомовые нужды», то в первую очередь пострадали дисциплинированные потребители, установившие приборы учёта. Вылитую без контроля жильцами всего дома воду приписывали как раз им.

Вот уж сколько нервов было потрачено в попытке защитить свой потребительский карман, чтобы доказать, что сколько они потребили, столько и должны платить. А за перерасход воды должны нести ответственность те жильцы, которые не установили у себя в квартирах счётчики. «И вся наша жизнь есть борьба, борьба…» – это из далёких 20-х. Так до сих пор и сражались бы с коммунальными службами, если бы не вступившие в силу новые Правила оказания жилищно-коммунальных услуг, которые наконец-то отменили некоторые злополучные пункты из графы платежей. Здесь нам впору бы закричать: «Ура! Мы победили!», но чувство осторожности не позволяют этого сделать. Тьфу-тьфу, не сглазить бы.

ИТАК, С 1 ИЮНЯ ПОТ­РЕБИТЕЛИ НЕ БУДУТ ПЛАТИТЬ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ВОДООТВЕДЕНИЮ И ОТОПЛЕНИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ. А как быть с перерасходом, он ведь вряд ли куда-то денется? Ответ на этот вопрос также дают Правила. Потребители платят, но только по нормативу, а вот разница ляжет бременем на управляю­щую компанию. Если же она намерена сократить эти расходы, то, по словам директора департамента ЖКХ Тюменской области Павла Перевалова, «флаг им в руки», так как, цитирую: «За управляющими организациями закреплена ответственность по выявлению лиц, не зарегистрированных в квартирах, а также возможность подачи акта в миграционную службу или ОВД».

О недоверии собственников

Ещё один вопрос, поднятый на семинаре, – нежелание собственников принимать новые тарифы. Как известно, почти треть домов сегодня в Тобольске живут по тарифам 2006 года, что, конечно же, влияет на качество технического обслуживания. К сожалению, рычагов воздействия на собственников ни в Жилищном кодексе, ни в новых Правилах нет. Директор департамента ЖКХ категорично заявил, что если жильцы не хотят принимать новые тарифы, значит, они не доверяют управляющей компании.

Комментарий специалиста. Лариса Боровицкая, начальник государственной жилищной инспекции Тюменской области:

– Даже если жильцы не оплачивают коммунальные услуги, управляющая компания в одностороннем порядке расторгнуть договор с собственниками не имеет права. Эту проблему можно решить только в суде, но в этом случае управляющей компании необходимо будет доказать, что собственники ненадлежаще выполняют принятые на себя обязательства.

За два часа работы на семинаре были рассмотрены и другие вопросы, в том числе «Стимулировавние энергосбережения – один из факторов снижения платежей за потреблённые коммунальные ресурсы», «О государственном контроле в сфере представления коммунальных услуг и управления жилищным фондом».

Вера ХОХЛОВА