Медиакарта
14:18 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сердцем прикоснись к подвигу

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли недолюбив,

Недокурив последней папиросы.

(И. Майоров. «Мы»).

В преддверии великого всенародного празднования 65-й годовщины Великой Победы в нашей школе проходило много мероприятий. Наш классный руководитель Татьяна Ивановна Ноздрина на внеклассных мероприятиях старается представить материалы так, чтобы мы знали об этом суровом времени. Её рассказы с яркими примерами мужества и народного патриотизма очень взволновали меня.

Подвиги, совершённые во имя победы, нашему поколению оценить очень трудно. Оба деда Татьяны Ивановны воевали. Вернулись живыми. А вот дядя, которому было всего девятнадцать лет, погиб. Очень умный, способный, хотел учиться. Поэтому среди множества книг в её личной библиотеке есть особая. Это повесть Григория Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние». Татьяна Ивановна предложила нам прочитать её, чтобы лучше понять и прочувствовать, что руководило людьми в те суровые военные годы. Бакланов рассказывает о молодости своего поколения, пишет о тех, кто прошёл тяжкое героическое испытание Великой Отечественной войной. Писателю Григорию Яковлевичу Бакланову за повесть «Навеки - девятнадцатилетние» присуждена Государственная премия СССР 1982 года.

… Война. Одно это слово наводит ужас. Поэтому прошедшие через её тяготы, вынесшие на своих плечах горечь поражений и донесшие до Берлина знамя Победы - герои. А сколько их, оставшихся на полях сражения вчерашних школьников, которым едва исполнилось восемнадцать? Мальчишки-добровольцы рвались на фронт, чтобы защищать Родину. Совсем юные попадали в военные училища в начале войны.

Я с большим интересом прочитала повесть Бакланова, где он ярко рисует судьбы совсем ещё молодых бойцов. Главный герой - лейтенант Володя Третьяков, которому нет ещё и девятнадцати. Яркая, увенчанная мужеством и подвигами короткая жизнь.

Что тебе пришлось испытать, лейтенант? Твоя война началась с долгих месяцев обороны. Бомбёжки, обстрелы и первая боль, потеря боевых товарищей и вынужденные отступления. Потом лейтенантское училище. Как часто ты вспоминал его, шагая фронтовыми нелегкими дорогами! Вспоминал скудный тыловой паёк, суровые уроки майора Батюшкова, которые так помогали. Тяжёлые переправы, когда приходилось по самодельным мостам тащить тяжёлые орудия. А главное, тебе, молодой офицер, надо показать личный пример, чтобы за тобой пошли люди. В короткие часы отдыха ты вспоминал короткий отпуск и поездку домой по окончании училища.

До сих пор перед глазами вереницы беженцев, беспризорные дети, снующие на вокзалах, калеки-солдаты, с тоской в глазах провожающие эшелоны с бойцами на фронт и санитарные поезда, отвратительные сытые рожи спекулянтов. Разбомблённые и сожжённые селения вдоль дорог. Теперь Володе уже не страшно, как было первый раз, увидеть, как с бойцов, которых подбирали на поле боя, снимали обмундирование и хоронили в братских могилах. Уже позже, встречая пополнение в аккуратно заштопанных гимнастёрках, отремонтированных сапогах, пришло понимание, что это тоже помощь фронту. Пройдя тысячи вёрст военных дорог, ещё много поймёт молодой лейтенант…

Мой дед, Иван Григорьевич Бронников, тоже девятнадцатилетним юношей попал на фронт. С 1944 года воевал в Сибирском стрелковом батальоне, потом – на втором Украинском фронте. В 1945 году получил второе лёгкое ранение. За время службы довелось быть стрелком, шофёром, сапёром. После Победы в 1945 году мой дед был отправлен на Курилы, где шла война с Японией. Он продолжал службу в отдельном сапёрном батальоне до февраля 1950 года. У деда есть награды.

Я родилась и выросла в Кыргызстане и дедушку своего не знала. Когда я встретилась с ним, ему уже было восемьдесят три года. Старенький, больной, о себе он рассказать уже ничего не мог. Мне было очень интересно хоть немного узнать о фронтовых подвигах своего деда. Как я обрадовалась, что эта информация есть, и записали её члены краеведческого кружка вместе с Татьяной Ивановной и председателем совета ветеранов Паньшиной Раисой Николаевной. И хранится она в школьном музее. Я очень горжусь им. У моего деда судьба сложилась удачно, он живой вернулся с фронта и прожил долгую жизнь. Три его брата погибли.

… А судьба молодого лейтенанта Володи Третьякова сложилась иначе. Тяжёлые бои, ранение, уральский госпиталь. Долгие месяцы госпиталя, операции, боль заживающих ран. Огромное желание выжить и снова в бой, мстить за каждую пролитую каплю крови. В бою за Севастополь оборвалась жизнь молодого офицера Володи Третьякова, чья судьба вписана теперь в историю защитников великой Родины.

Хотя в повести Бакланова описана судьба одного молодого командира, но в каждом эпизоде показан патриотизм всех тех, кто воевал на полях сражений, подвиг всего советского народа, кто защищал тыл и работал на фронт. Вечная память всем, кто остался на поле боя, отдав свою жизнь во имя победы, и низкий поклон тем, кто работал на фронт, чей труд тоже вёл к победе!

Благодарна писателю Григорию Бак-ланову за то, что он написал эту повесть, которая помогла мне узнать о тяжёлой правде войны и задуматься о смысле жизни, о подвиге. О том, что каждая жизнь бесценна в этом мире. Я буду помнить тебя, лейтенант Третьяков! Я буду помнить Вас, уважаемый фронтовик Григорий Бакланов! Я буду помнить тебя, мой дед!

Ирина Матюх, ученица 9 класса Малозоркальцевской школы, член краеведческого кружа

Теги: ПОБЕДА