Медиакарта
8:04 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живая нить

Сибирская земля богата историей, пронизанной легендами. Вот и строительство мечетей связано с разными тайнами. В конце XIX века в с. Сабанаки Тобольского района была построена мечеть. Разрешение на строительство выхлопотано указным муллой юрт Тачимовских Тобольской губернии Оренбургского Собрания Аширом Сайдашевым, прадедом нынешнего муфтия ДУМ Азиатской части России Нафигуллы Аширова. У этой мечети тоже есть свои легенды. Вот одна из них, связанная с необычным казаном.

Лет 400 назад в деревню Абаул, что на границе Тюменской и Омской областей, в ледоход приплыл большой чугунный котёл. Местные жители выловили его. Этот казан до сих пор находится в мечети. Сделан он из чугуна высочайшего качества: щелк-нёшь пальцем - звенит, как хрусталь, видимо, это особый сплав, который издаёт звук, если огонь долго не касается казана. Он словно просит поставить его на огонь.

Сабанакская мечеть - одна из немногих старинных мечетей региона. В ней на самом деле всё немного по-другому. Например, ни в одной мечети области ранее нам не приходилось видеть висящий на стене портрет. При мечетях, конечно, имеются фотоальбомы, но нигде не попадался портрет на стене. А в Сабанакской висит фото Шейха Имаметдина Сайфетдина улы, в честь которого названа мечеть. Правда, не в молельном зале, а в прихожей части.

Мечеть была построена при указном мулле Ашире Сайдашеве, прадеде Нафи-гуллы-хазрата Аширова. Указной назначался по указу оренбургского магометанского Собрания и утверждался губернскими властями. Местные жители рассказывают, что в тридцатые годы мечеть была конфискована, но в начале Великой Отечественной войны здание вернули верующим. Муллой в ту пору был как раз шейх Имаметдин, про которого бытуют разные любопытные легенды.

Например, о том, что этот человек привязывал к ногам дощечки и таким образом прямо по воде отправлялся на покос за реку.

Мечеть была реконструирована в 1991 году. Старинное здание приподняли и одели в кирпич, поэтому оно уже и не похоже на старинное. С первых дней имамом мечети служит Рахимчан-хаджи, бывший военный. Выйдя на пенсию, он окончил медресе и полностью посвятил себя служению исламу. Именно имам Сабанакской мечети возобновил практику посещения некрополя шейхов у Искера. И он, Рахимчан-хаджи, - единственный человек в Сибири, являющийся почётным членом организации по сближению религий «Interfaith Works».

Село названо в честь мурзы Сабанака Кульмаметова, головы «Тобольского иррегулярного лёгкого казачьего войска и ясачных магометан». Должность ему пожаловала царица Екатерина. Скорее всего, это тот самый Сабанак-абыз, благодаря которому деятельность крестителя Филофея Лещинского в период Петра Первого ограничилась северными народами и не затронула сибирских татар.

Сподвижник Лещинского по фамилии Новицкий, сосланный в Сибирь Петром за участие в заговоре Мазепы, оставил немало любопытного о личности Сабанака. Благодаря записям Новицкого известно, что Сабанак очень активно пользовался методами, которые сегодня называют информационными технологиями. Он пустил слух о том, что царь Пётр издал указ, предписывающий прощение тому, кто убьёт архиерея (Лещинского). И когда миссия прибыла на ладьях в юрты Бурейковские, где проживали ханты-мусульмане, священников встретили выстрелами, пуля чуть не задела архиерея.

Об этом было доложено Синоду: «Есть в Тобольске начальный татарин Сабанак, он посылал к остякам своих абизов и велел, чтобы они научили остяков некрещёных, дабы нас забивали до смерти: указ-де прислан государев убить архиерея... Пойманы были те абизы и дали сказку, что-де нас Сабанак послал остяков помутить...». В 1726 году в Синод было отправлено другое донесение, гораздо хлёсткого характера.

Читая такое донесение о поступках магометан, право, подумаешь, что это творилось не в Русской православной империи, а в каком-нибудь магометанском государстве. На основании этого донесения Св. Синод постановил взять начальника татарина из Тобольска. Но Сабанак был такой персоной в Тобольске, имел такое покровительство со стороны тамошних светских властей, что для него указы Святого Синода ровно ничего не значили, он продолжал делать самые возмутительные вещи, и всё ему проходило безнаказанно. Вдобавок к этому царица Екатерина позже пожаловала Сабанака дворянским титулом.

Знакомясь с жизнью сегодняшней общины, приходишь к мнению, что есть в нынешнем мулле Сабанакской мечети Рахимчане-хаджи Бухардинове что-то от головы «Тобольского казачьего войска и ясачных магометан» мурзы Сабанака. В первую очередь, желание идти своей дорогой и при этом быть уважаемым всеми.

Сегодня мечеть играет важную роль в жизни мусульман. Это место молитвы, общения и собраний, место для проведения праздников и оказания медпомощи, а также место образования.

Надежда Крюкова, фото Тимура КАРЫМОВА