Медиакарта
19:19 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трезвение – России спасение

На прошлой неделе в зале заседаний администрации района по инициативе настоятеля Ишимского Никольского храма протоиерея Владимира Ашмарина было проведено собрание. Он, являясь председателем епархиального общества трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», приехал в наш район с определенной целью: чтобы и на нашей территории сформировался круг людей, пропагандирующих трезвый образ жизни. На встрече присутствовали руководители и специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, управления социальной защиты населения, Комплексного центра, отдела образования, культуры, молодежи и спорта, местного здравоохранения, библиотечной системы, профессионального училища № 48.

Вино не веселит, а отравляет

Пьянство в нашей стране давно уже открыто называют национальным бедствием. Ведь потребление алкоголя на душу населения, включая младенцев и стариков, в настоящее время достигло катастрофической отметки - 18 литров в год. Это тот уровень, когда в организме начинаются необратимые процессы, как в физическом, так и психическом состоянии. Официально об этой проблеме начали говорить в 2009 году, а на сегодняшний день ситуация такова, что впору бить во все колокола, ведь народ тотально спивается, включая несовершеннолетних. Мыслимо ли это - пивной алкоголизм регистрируется с двенадцати лет!

Выступление священника о пагубности пьянства позволило взглянуть на проблему намного глубже, чем она может показаться на первый взгляд. Каждый год от алкоголизма умирает один миллион человек - это почти в два раза больше, чем потеряли за всю Первую мировую войну. Цифры мрачные... Какие рычаги нужно привести в действие, что одолеть эту напасть? И есть ли они?

-Да, такие силы существуют, и мы с вами можем их приумножить, если встанем на путь абсолютной трезвости и поведем с этим злом активную борьбу, - подчеркнул в своём выступлении В. Ашмарин.

Кстати, устойчивое выражение «спиртной напиток», с церковной точки зрения, используется безграмотно, так как происходит смысловая подмена понятий.

-Напиток – от слова «питает», а спиртное не может питать, оно отравляет…

Озвучивая цели и задачи объединения, о. Владимир отметил, что члены общества не занимаются лечением от алкогольной зависимости:

-У нас иная миссия – миссионерская. И, прежде всего, направлена на тех, кто ещё не поддался соблазну. Каждый, вступающий в общество должен дать обет трезвости – не употреблять никакие искусственные стимуляторы…

Долой пьяниц!

А теперь немного истории. Первые общества трезвости стали появляться в России в середине девятнадцатого века, в конце 1850-х годов. На сельских сходах крестьяне давали зарок «не употреблять хмельного», трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой дело доходило до погромов разного рода питейных заведений… На 1 января 1911 года в Российской империи уже действовали около двух тысяч объединений, пропагандирующий трезвый образ жизни. Против алкогольной политики поднялась вся русская интеллигенция и царское правительство вынуждено было принять решение о введение «сухого закона». Торговля спиртным была прекращена летом 1914 года. Винокуренные заводы закрыли, а склады с алкогольной продукцией – опечатали. За самогоноварение установили наказание – пять лет тюрьмы и один год поражение в правах. Трезвая жизнь весьма быстро сказалась на жизни общества, здоровья людей, работы предприятий и порядка в городах и деревнях страны… Чуть позднее был создан Всесоюзный Совет Противоалкогольных Обществ СССР, но в начале 30-х годов по инициативе ряда членов Политбюро ВКПб его деятельность была свёрнута…

«Сухой закон» отменил И. Сталин. Узнав об этом, многие женщины плакали, как по покойнику. Ведь результатом запрета на алкоголь в России явилось невиданное оздоровление общества, в десятки раз снизилась преступность, а в психиатрические больницы перестали поступать больные. Женщины рожали здоровых детей, и рожали помногу. Трезвое общество быстро залечило раны войны и невиданными темпами двинуло производительность труда.

Трезвенное движение возродилось только в шестидесятых годах. В семидесятые и восьмидесятые началось его становление и развитие. В мае 1985 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «сухой закон». Борьба велась слабая, но все-таки она была. Но, по большому счёту, ограничение продажи спиртного привело совсем не к тому эффекту, которого ожидали законодатели. Лозунг «Долой пьяниц!» вызвал обратную реакцию. Вместо трезвости народа они увидели дикие очереди за водкой - люди опаздывали на работу, студенты прогуливали занятия… А те, кто не хотел стоять в очередях, начинали употреблять различные химические вещества, содержащие спирт: одеколоны, клеи, различные моющие средства… Это приводило к большому числу смертей среди работоспособного населения. Примечательно, что в обществе возникает и крепко приживается «жидкая валюта»: бутылка водки становится самостоятельной расчётной единицей. К примеру, за «беленькую» деревенский тракторист мог вспахать бабушке целый огород… К тому же «сухой закон» развязал руки «подпольщикам». Как на дрожжах поднялся и расцвел процесс самогоноварения – его объёмы практически сравнялись с производством водки. Некоторые по сей день считают, что страна рухнула, так как не выдержала «тяжелого похмелья»… Так или иначе, но борьба с алкоголизмом в очередной раз была свернута. Но даже за такой короткий срок «сухая эпоха» принесла свои плоды: моментально поднялись демографические показатели - в 1986-87 годах у нас рождалось младенцев на 600 тысяч больше, чем в предыдущие 46 лет. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте уменьшилась на 37 процентов. В 1989 году водки реализовано меньше на 37 миллиардов рублей, а в сберкассы внесено на 45 миллиардов больше.

Ответственные за состояние экономики высокопоставленные чиновники рапортовали, что доходы в бюджет уменьшаются, «золотой запас» тает, СССР живет в долг, занимая деньги на западе и начали «давить» на Горбачева, требуя отмены «сухого закона». То есть, ни придумали не чего лучшего, как опять начать восполнять бюджет за счет спаивания своего же народа. На чаше весов оказались: смертность людей от алкоголя и доход от этой продукции (бюджет СССР, а потом и России называли «пьяным бюджетом»). Последствия не заставили себя ждать: заливаясь смертоносной отравой, люди тонули, замерзали, горели в своих домах, выпадали из окон… В вытрезвителях не хватало мест, а наркологические больницы и лечебно-профилактические профилактории были переполнены. Правителю страны приходили десятки тысяч писем от жен, матерей, сестер, в которых они буквально умоляли принять меры – это был стон народа. Убитые горем матери писали, как их дети, отмечая день рождения на природе, тонули в озерах, реках и прудах. Или как чей-то сын, возвращаясь домой «под хмельком», попал под поезд. Жены писали, что во время распития напитков мужа убили ножом собутыльники… И таких писем с подобными трагичными историями были тысячи!

Пьющим – яд, окружающим – пытка

Сегодня алкоголь пропагандируется как норма жизни, но мнение тех, кто считает, что пьянство на Руси всегда было, есть и будет, и это национальная черта русского народа – ошибочно. Во всех средствах массовой информации сейчас называют цифру – 400. Именно столько лет наша страна держала марку самого трезвого, непьющего государства. Но сейчас… Как мы уже упоминали в самом начале, среднедушевое потребление чистого алкоголя превзошло критический уровень. За этим с суровой закономерностью следует деградация, самоуничтожение нации, причем, процесс этот становится необратимым, так как более половины потомства появляется на свет умственно отсталым, недееспособным и даже нежизнеспособным. А каждая капля алкоголя выпитого будущими родителями, отнимает каплю здоровья у ещё не родившегося ребёнка. В России и сейчас процветает самогоноварение и продажа поддельной водки ввиду высоких цен на легальное спиртное. Те, кто не может позволить себе дорогую продукцию, вливают в свой желудок всё, что пахнет спиртом.

Давайте же зададимся вопросом: есть ли разница между алкоголем и ядами, которые запаяны в капсулах? Судите сами – содержимое баночки «Ягуара» состоит из ста грамм водки и четырёх чашек крепчайшего кофе. Какой удар по организму наносит эта гремучая смесь - объяснять не надо, а ведь это зелье весьма популярно среди молодёжи и подростков. К тому же ни для кого уже не секрет, что в пиво «для крепости» добавляют серную кислоту…

Думаю, самое время привести сказанные когда-то фразы небезызвестных истории людей: «Пьянство есть упражнение в безумстве», - говорил Пифагор. «От вина гибнет красота, вином сокращается молодость», - подмечал Гораций. Философ Сенека утверждал: «Пьянство – это добровольное сумасшествие». Приблизительно также думал и Достоевский, когда говорил, что «вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его». Великий Дарвин обращался к народу со словами, полными гнева и боли: «Потребление алкоголя наносит человечеству вреда больше, чем война, голод, и чума вместе взятые». И только проницательная Екатерина Вторая перевела это явление в плоскость политики, сказав, что «пьяным народом легче управлять»… Каково, а?

После гибели СССР потребление спиртного называют свободой выбора. Кроме того, человек может стать алкоголиком только потому, что программа винопития ему закладывают с детства. Ребёнок с малых лет видит, что все люди пьют - и отец, и даже мать, и от выпитой рюмки все улыбаются, поют песни - значит, вино - это хорошо, и он, когда вырастет, тоже будет пить. Эта программа потом закрепляется книгами (да простит меня великий поэт!): «Выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будет веселей…), песнями («давай с тобой поплачемся украдкой, и может быть за рюмкой водки сладкой…»), стихами («ах, вино, вино, ты на радость нам дано…»), и даже сказками («и я там был, мёд, пиво пил…»). Словом, программа винопития внедряется настолько дружно и массированно, что человеку нужен глубокий и самостоятельный ум, чтобы ей противостоять. Таким сознанием обладают немногие, и вот получается, что пьют почти все, а у тех, у кого организм особенно предрасположен к привыканию, тот и становится алкоголиком. И погибает в цветущем возрасте.

Не хотелось бы заканчивать статью на минорной ноте, но вынуждена сказать, что не все люди могут противостоять той массированной алкогольной атаке, которую повели на страну хозяева новой жизни. И все-таки, хочется верить, что сопротивление народа против «алкобаронов» будет нарастать, и люди нашего района тоже не останутся в стороне и встанут в ряды борцов за трезвость.

Не может, не должен русский народ погибнуть от спиртного зелья. Порукой тому наша великая культура и могучий инстинкт самосохранения, который всегда срабатывал в годины испытаний.

У старых грехов - длинные тени

В заключение хочется привести наглядный пример из жизни, где героиня, как на духу, рассказала про своё падение и исцеление. Можно назвать это исповедью, откровением, суть не в этом. Главное, чтобы кто-то, узнав себя в этой истории, не повторял её горький опыт и в корне изменил свою жизнь.

-Я всегда считала себя сильной натурой, способной выйти из любой ситуации победителем, пока не столкнулась с алкоголем… Впервые его попробовала с девчонками лет в 15 перед дискотекой. Организм яростно сопротивлялся первому в моей жизни стакану вина, который я упорно пыталась влить в свой желудок. Но, чтобы не выглядеть в глазах подружек «белой вороной», я это сделала, и с той минуты я пошла по жизни вместе со своей новой «подружкой» - бутылкой. Поначалу выпитое давало ощущение лёгкости и комфорта. Смелая, весёлая, жизнерадостная, я была душой любой компании и не знала, что уже медленно сползаю в ад... Потасовки, безумные поступки и даже приводы в милицию – не пугали, скорее наоборот - будоражили. Я наслаждалась жизнью и алкоголь был для меня всем. Закончив школу, рванула подальше от родительского дома.. Учиться не захотела, поэтому без проблем устроилась на городской рынок, где и познакомилась со своим первым гражданским мужем. Наши торговые палатки стояли рядышком, и мы, находя любой повод (то замерзли, то устали, то покупатель въедливый попался - настроение испортил), частенько выпивали прямо за прилавком. А однажды после изрядного возлияния, не помню как, но я очутилась у него на съёмной квартире… С того дня мы стали жить вместе. Поначалу было весело. Свобода, застолья, поездки за товаром, рынок… И везде нас сопровождала «моя подружка». Через пару лет забеременела... И тут началось – скандалы, его романы с новенькими «рыночными», сходимся-расходимся… В итоге - с двухмесячной малышкой на руках вернулась домой. Работы нет, отец тоже «не просыхает», у матери последняя стадия «онко», да ещё и младшая сестра – школьница под ногами вертится… Чтобы как-то выжить, начала гнать самогон, ну и, соответственно, его пробовать, вернее попивать... Умирает мать. Вскоре пришла ещё одна дурная весть – серьёзно заболела бабушка. С маленькой дочкой переезжаем к ней за тридевять земель. Ещё три года кошмара – пополам с заботой о старом человеке, новые пьяные компании, «посудомоечная» работа в какой-то захудалой кафешке, опять-таки временные мужчины и вечная нехватка денег... В пьяном угаре жаловалась на свою загубленную жизнь дочери, которая таращила на меня непонимающие глазенки и почему-то пряталась под стол. Обиду, жалость к себе опять-таки запивала водкой. Все расходы по похоронам бабушки неожиданно взял на себя сосед - немолодой мужчина, который на тот момент стал для меня «принцем-спасителем-благодетелем». Не нашла другого выхода, как «отблагодарить» за его хлопоты и участие сожительством. Когда поняла, что снова будет ребёнок – запаниковала, боялась родить неполноценного или того хуже - урода… Но сын родился здоровым, а вот с его отцом начались проблемы – он стал крепко выпивать. Ведь в начале нашей семейной, опять-таки «гражданской» жизни, я сама познакомила его со своей лучшей «подружкой». История повторилась – мы расстались. Но домой тогда не поехала. Вернулась в бабушкин дом и стала одна растить детей. Устроилась на завод. Детей в садик, сама на работу, а вечером к подружке – обязательно с бутылочкой. Ведь сострадание к себе и желание забыться хоть на время, не покидало днём и ночью. А утром умудрялись даже в цеху опохмеляться. Так прошло ещё несколько лет.

Затем, видимо, наступил переломный момент в моей никчемной жизни – здоровье пошатнулось. Всё чаще посещала мысль, что моим детям будет лучше жить в детском доме, чем с такой матерью, как я… За сотни километров сестра будто что-то почувствовала и позвонила после долгих лет молчания. Я верещала в трубку, что повешусь, потому что регулярные выпивки вытянули из меня все силы, волю, здоровье и деньги...

Сестра приехала за мной и увезла в родную деревню. Отец к тому времени после беспробудного многолетнего пьянства вознёсся на небеса, и родительский дом пустовал. Сестренка уговорила меня «закодироваться». Но этот гадкий «зелёный змий» умеет ждать. Всё началось с пивка… Я опять закуролесила. Сестра сидела с моими детьми, искала по «нехорошим квартирам» и притаскивала вдрызг пьяную домой. Прощала, терпела, уговаривала, грозила, а затем плюнула и отошла в сторону…

Я понимала, что больна. Пыталась бороться – водку заменяла пивом, давала клятвы детям, но желание выпить было сильнее. Ничего не оставалось, как признать, что алкоголь сильнее меня. Наступил предел. Настал тот страшный, переломный момент в моей жизни, когда я поняла, что будет лучше, если меня не станет. Встала перед иконой на колени и просто попросила Бога забрать меня… Не знаю, каким образом после бессвязной молитвы, внутри меня что-то щёлкнуло… Просветлело сознание, появились силы… Можно долго рассказывать, как в корне изменилась моя жизнь после той ночи, но скажу кратко: я трезвая и счастливая. Вот уже три года, как я официально вышла замуж за хорошего и доброго человека. Со мной рядом близкие, родные люди, которые меня любят и понимают. Я строю новую жизнь, жду третьего ребёнка и… с ужасом вспоминаю о прошлом… Упасть легко, страшно представить, что могло быть, если бы не поднялась…

Гуляя с детьми, часто вижу, как во дворе сидят девочки-подростки. У каждой в руке сигарета и баночка пива. На них никто не обращает внимания – подумаешь, пиво пьют, это же не водка. А мне всегда хочется подойти и сказать: «Девчонки, опомнитесь! Выбросьте эту гадость! Вы – будущие мамы, вам рожать детей. Жаль, что вы поймёте это слишком поздно, когда, не дай Бог, родите больного ребёнка!». Но каждый раз отворачиваюсь и молча прохожу мимо… Всё-таки у старых грехов длинные тени…

Автор: Александра КРИСТОВИЦКАЯ