Медиакарта
18:15 | 25 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Где ты, Сашка?

Великая Отечественная война сломала судьбы многих тысяч людей. У Василия и Анастасии Сырятовых из деревни Брованова была крепкая дружная семья – четыре сына да пять дочек. Когда началась война, всех сыновей – Ивана, Ефима, Николая и Павла – призвали в ряды Красной Армии. Одна за другой приходили на них похоронки. Только о Павле в скупых строчках официальной бумаги было сказано – «пропал без вести». Случилось это в августе 1941 года в Кировоградской области. Мать, Анастасия, не переставала верить, что сын жив. Уже после войны дождалась весточки. Павел Васильевич попал в плен, когда Красная Армия отступала под натиском фашистов. Для него война — это неволя в Германии. После освобождения военнопленных американскими войсками, Павел Сырятов уже не вернулся в родную деревню. Осел в Кривом Роге, там женился. Вера Пантелеевна родила ему единственного сына – Александра. Потом забрали к себе и мать Анастасию. Связь с родными не терял. Поначалу Павел часто приезжал в Брованова к родственникам, останавливался в доме племянника Леонида Николаевича. Собиралась тогда у Леонида многочисленная родня. О годах, проведённых в Германии, Павел Васильевич рассказывал мало. А сейчас уже нет и Леонида, кто мог бы помнить хотя бы крупицы из рассказов солдата. Его жена, Галина Леонтьевна, вспомнила лишь несвязные обрывки:

­ – Мы, конечно, знали, что он был в плену. Но как-то не расспрашивали, потому что ответ всегда был один: «Не хочу вспоминать», и слёзы сразу накатывались на глаза. Только иногда он сам заводил разговор. К примеру, рассказал, что немцы хотели перебить всех пленных. Видимо, уже война близилась к концу. А он, говорит, нашёл какую-то железку да и ударил себе по пальцу. Кровь полилась, в секунды замешательства он убежал и спрятался.

Приезжал он в Брованова с супругой и сыном. Сашка любил кататься верхом на лошадях. С Ольгой Драчёвой, была в деревне раньше такая, всё коров пас. Приглашали они родственников к себе в гости в Кривой Рог. Однажды съездили туда Сырятовы, квартира их была на улице Мануильского. Связь прервалась в восьмидесятые годы. Александр написал, что умерла его мама – Вера Пантелеевна. Звал Леонида. А он не смог поехать – к тому времени сам уже болел. А потом дочь Сырятовых Людмила писала в Кривой Рог, и сама Галина открытки подписывала – не было ответа.

­ – А как бы хотелось разузнать, как жизнь сложилась, как живёт Саша. Иногда думаю, надо в передачу «Жди меня» обратиться, может, и отозвался бы Павла сын. Ведь не чужие мы, – вздыхает Галина Леонтьевна.

Любовь Алексеева

Фото из семейного архива семьи Сырятовых