Медиакарта
21:29 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сюда ходят люди покрепче

Тобольские ветераны-афганцы на полях сражений Великой Отечественной…

Поисковой деятельностью в нашей стране занимаются многие. Каждый год тысячи людей работают в архивах, изучают старые карты, опрашивают население, живущее в тех местах, где проходили когда-то бои, переписываются друг с другом. А потом приходит лето.

Мясной Бор, Невский пятачок, Синявинские высоты, Ржевский выступ, леса под Вязьмой, поля под Волгоградом… Сотни мест, ставшие братскими могилами десяткам тысяч людей. И уже несколько поколений выросло, не зная – где легли навсегда их предки.

И приходит лето. И тысячи бойцов из поисковых отрядов выходят на поля былых сражений. Тобольск регулярно участвует в Вахтах Памяти. Как правило, в составе отрядов юноши и девушки, объединённые под крылом комитета по делам молодёжи. В нынешнем году состав поисковой группировки нашего города не просто расширился, но, можно сказать, серьёзно усилился – в поиск вышли люди опытные; люди, ходившие в настоящую разведку; люди, знающие цену жизни… И смерти…

Союз ветеранов Афганистана «Лагар» делегировал своих представителей в Калужскую область. Выслушаем их короткий отчёт.

Владимир Глухих: «Да, было дело. Можно сказать, мы решили тряхнуть стариной и пошли в разведку. Мы – это поисковый отряд «Сибиряк», ставший боевой единицей в составе областного объединения «Десант Памяти»… Пока нас четыре человека – трое из Тобольска и один из Тюмени… Что объединяет? Все мы прошли в своё время Афганистан. Все сейчас занимаемся патриотическим воспитанием молодёжи.

Это был наш первый опыт. Проводили, ещё раз скажу, разведку. Что это такое? Нашей задачей было найти место, где проходил большой бой. Сделать пробные раскопы. Составить схему. Провести все подготовительные работы для того, чтобы в следующем году привезти сюда уже полноценную вахту поисковиков. Ездили мы, можно сказать, за свой счёт. Большое спасибо отряду «Десант Памяти», который компенсировал нам затраты на бензин и питание».

Сергей Лаптев: «Поиск занял две недели. Были мы в Калужской области, в мес­тах проведения известной Спас-Деменской операции. Там много народа полегло… Но, правда, поля все запаханы, и много лет их запахивали. Удалось поднять останки трёх солдат, но вот личности их установить невозможно. Всё, что нашли, передали в администрацию посёлка

Я, как и мои товарищи, кое-что в жизни повидал, но во время этой разведки… Останки одного бойца нами были найдены прямо на территории деревни. Мы пробили пробный шурф, расширили… А наутро на дне его лежала каска… И череп внутри неё. Останки бойца были почти на поверхности – на глубине сантиметров 50, может быть. Мы прошли совсем рядом, и вот эта каска… Этот череп. Он просто выпал из боковой стенки раскопа». Олег Токарев: «Работали по карте боевых дейст­вий. Хорошо, что сейчас всё доступно в Интернете… Ощущения… Ну, какие могут быть ощущения, когда прикасаешься к истории. И вот этот парень, которого ты сейчас поднимаешь… Думаешь, кем он был. Откуда призвался. Как служил. При каких обстоятельствах погиб… Да это не история совсем даже – настоящая жизнь.

Про нас, афганцев, много говорили – потерянное поколение, мол, и прочее. Вот мы в «Лагаре» и работаем, чтобы не называли нас «потерянными». Каждый по-своему в этой мирной жизни состоялся, но стараемся ещё и молодёжь воспитывать. Вот и в поиск пошли… На разведку… Я ведь и в Афгане в разведроте служил. В следующем году поедем на вахту в Мясной Бор, а потом продолжим здесь, в Спас-Деменском районе. Да и кого в нашей стране может всё это не интересовать. Два моих прадеда пропали где-то под Москвой… Может, и их кто поднимет-найдёт. Надо искать».

Отряд «Сибиряк» во время своей разведки нашёл ещё одного человека. Нет, не останки, а скорее – следы. Точнее, место, где он похоронен…

Рассказывает Роберт Мирязов: «Я знаком с Владимиром Глухих. Мы встретились в совете ветеранов, и он сказал, что едет с отрядом на разведку в Калужскую область… А где-то в тех мес­тах погиб мой дедушка – Хасан Мирязов. Я просто обмолвился – вдруг там где-то что-то узнаете или найдёте.

И знаете, когда мне сообщили, что Владимир с товарищами обнаружил братскую могилу, в которой похоронен мой дед… Я сначала не поверил даже… Но это так. Они вышли на это захоронение, о котором в нашей семье никто не знал 75 лет. Было только письмо о том, что дедушка пропал без вести… Его долго ждали ещё после войны все родные, а он был похоронен там – под Калугой.

Теперь мы знаем правду. Благодаря ребятам из отряда «Сибиряк», которые вернули нам Память о нём, о Хасане Мирязове… Они привезли в Тобольск землю с его могилы… Мы поедем с семьёй к нашему дедушке Хасану и отвезём нашей, сибирской, земли».

Дмитрий КАРАСИЕР