Медиакарта
10:00 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живыми память сохранит

Живыми память сохранит
01:13 | 22 июня 2013
Источник: Сельская новь

Время неумолимо в своём течении. Оно стирает с лица земли цивилизации, страны, города, людей. Но есть то, что сильнее времени – память. Память, где живут дорогие и близкие нам люди. На карте нашего района нет уже деревеньки Осинцевой. Нет в живых и многих её жителей. Но люди помнят о том, как шумели в садах высокие деревья, какой весёлый и дружный жил там народ. Один из домов, где всегда были рады гостям, принадлежал большой семье Семёна Алексеевича и Анны Матвеевны Лёгочкиных. Жили дружно, работали на совесть, воспитывали семерых детей и не жаловались на судьбу. Быть может, потому, что она научила их ценить каждый момент жизни, какой бы суровой она не была.

Семён Алексеевич родился в 1912 году в деревне Смоленка в семье донского казака. Несмотря на то, что родители и трое детей трудились от зари до зари, большого достатка в семье не было. Во время начала коллективизации, когда отец не согласился с объединением хозяйств, он как контрреволюционер был осуждён на четыре года лагерей. Мать же умерла чуть раньше этих событий. В итоге ребятня осталась сиротами. Тут и пригодилась Семёну отцовская наука. Тот слыл по соседним сёлам знатным пимокатом. И 12-летний мальчишка, чтобы заработать на кусок хлеба, также отправился по близлежащим деревням катать валенки. Работал на совесть и скоро недоверие людей из-за малого возраста перешло в уважение к его мастерству. В положенный срок отслужил в армии, а вернувшись домой, женился.

Анна Матвеевна тоже жила в Смоленке. Когда девушке было 19 лет, их семью признали кулаками, и всё имущество конфисковали. Отец, прощаясь с нажитым добром, не смог расстаться лишь с гармонью. Матвей был гармонистом всем на зависть. Он спрятал инструмент, но через пару дней «добрые люди» донесли о том, что он скрыл от властей имущество, и к ним в дом пришли с обыском и арестом. Высокий, под два метра ростом и сильный, глава семьи отбился от двоих конвоиров. Он бежал и долгое время жил, скрываясь в лесу, в землянке. Но осенний холод сделал своё дело, простудившись, он был вынужден вернуться в деревню. Его самого и всю семью, арестовав, выслали на Соловки. Семён узнал об участи любимой и бросился следом. Догнав конвой на одном из пересыльных пунктов, умолил солдат отпустить девушку. Как ни удивительно, они согласились.

С отцом Анна больше не виделась никогда. Он умер через несколько лет в ссылке. А вот с матерью повидалась. После смерти мужа Мария, уже будучи беременной, решилась на побег. Бежали вчетвером: две женщины и двое мужчин. Через сутки ходьбы по болотам мужчины оставили женщин, поняв, что слабосильные попутчицы только тормозят их. А через день умерла и спутница Марии. Присыпав её листвой, она отправилась дальше. В дороге, одна, посреди болота родила дочку и с нею сумела добраться до Омска, где её ненадолго приютили дальние родственники. Побоявшись вернуться домой, она через два месяца пришла пешком в деревню Чумашкину. Добрые люди помогли Марии вырыть землянку, где ещё два года женщина прожила, не подавая о себе вестей. И лишь спустя годы, она решилась объявиться дочери. Семья же Семёна и Анны постепенно разрасталась. На свет появились дети.

А потом началась война с Финляндией, и Семён был призван в действующую армию. Следом грянула Великая Отечественная война, и ефрейтор Лёгочкин стал старшим телефонистом 9 гаубичной артиллерийской бригады. Он демобилизовался лишь в октябре 1945 года. Прошёл от начала и до конца две войны. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями, имеет 12 благодарностей от Верховного Главнокомандующего т. Сталина. Вот выписки из наградных листов. «В боях в районе деревни Циммири Латвийской ССР 21.11.44 года тов. Лёгочкин находился на НП командира д-на и держал связь с ОП. Противник вёл сильный артиллерийский огонь по пункту. Линия часто рвалась. Тов. Лёгочкин, не считаясь с жизнью, держал бесперебойную связь и чётко повторял команды для ведения огня по скоплению врага.

Во время контратаки врага линия была порвана, тов. Лёгочкин под ураганным огнём противника быстро устранил повреждение, чем атака врага была отбита с большими для него потерями. За мужество и бесстрашие представляю тов. Лёгочкина к правительственной награде ордену Красной Звезды. Ком. 4 д-на майор Задорожный Награждаю правительственной наградой орденом Красной Звезды ком. 94 тяжёлой гауб. арт бригады. Полковник Пономарёв.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками т. Лёгочкин проявил себя как мастер своего дела, проявил находчивость и смелость. При форсировании Лисиупе 15.09.1944 в р-не д. Гдавище т. Легочкин в рядах пехоты тянул ось связи и тем самым обеспечивал командира дивизиона управлением огнём батареи. 16.09.44 по д. Трейдас Латвийской ССР т. Лёгочкин, прокладывая связь, попал под сильный ружейно-пулемётный и артиллерийско-миномётный огонь, невзирая на это, т. Лёгочкин ползком с 3-мя катушками кабеля и аппаратом миновал точку обстрела и дал своевременную связь на указанном направлении. За смелость, отвагу и мужество представляю т. Лёгочкина к правительственной награде ордену Красной Звезды. Ком. Дивизиона майор Задорожный. 23 сентября 1944 года. Наградить т. Лёгочкина С.А. орденом Красной Звезды. Командир 94 ТГ ор.К II ст.бр. полковник Пономарёв. 6 ноября 1944».

Отгремели фронтовые бои, и впереди солдата ждала мирная жизнь. Она не была лёгкой. Чтобы выжить и прокормить семью в разрушенной стране, сил и мужества требовалось не меньше, чем на полях сражений. Работали в колхозах и совхозах района, забросила судьба и на золотые прииски Казахстана. А осесть довелось в Осинцевой. Те, кто помнит ещё деда Семёна и бабушку Анну, с теплотой рассказывают о них, как о людях большой доброты, приветливых и добросердечных. А дети и внуки говорят о том, что вспоминать о войне бывший солдат не любил. Не любил и военные фильмы. Лишь однажды, посмотрев один из них в сельском клубе, сказал, что кинолента не отражает весь ужас того времени. Там было в сотни раз страшнее. А ещё он долгие годы хранил на память о боевых товарищах опасную бритву. Рассказал, как во время одного из боёв они прорвались в здание полуразрушенной церкви. И, улучив затишье среди боя, решили перекурить. Мгновение спустя рядом разорвалась мина. В живых и чудом невредимым остался лишь Семён. Вот и взял памятку о погибших товарищах.

Нет на свете Семёна Алексеевича и Анны Матвеевны Лёгочкиных, нет и деревни Осинцевой. Но ходят по земле их дети, внуки, правнуки, в памяти которых живы эти замечательные люди.

Автор: Е. Водолазова