Медиакарта
21:00 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Клубника прямо с грядки и прочая спекуляция

Можно было подумать, что во вторник утром на площади Единства и Согласия перед Центральным рынком шла бойкая торговля. Уличные продавцы громко кричали, активно жестикулировали, брали в руки товар, потрясая им в воздухе. Только все это светопреставление было устроено не для потенциальных покупателей, а для полицейских и сотрудников городской администрации, которые приехали на площадь с проверкой.

– Все свое, с дачи! – кричали продавцы, протягивая им стаканы с крупной, неестественно большой и красной клубникой. – Совести у вас нет! – махали руками на проверяющих бабушки, торгующие рассадой и цветами. Перед началом рейда старший специалист городского департамента потребительского рынка Сергей Казанцев предупредил меня: – Они будут говорить, что у них последнюю копейку отбирают, что детей нечем кормить. Я поначалу верил каждому слову, остро реагировал на все эти жалобы, расстраивался, а потом понял, что для многих уличная торговля – это хорошо налаженный нелегальный бизнес.

А как же бабушки с ароматными пучками зелени, свежими огурчиками и помидорами, заботливо собранными на своих угодьях и привезенными в город? Горожане, у которых нет своих огородов, с радостью покупают их товар – получается дешевле, чем на рынке, тем более свежее, натуральное. Однако, по словам сотрудников департамента потребительского рынка, сейчас таких бабушек, которые торгуют исключительно своим, – раз-два и обчелся. Основной процент уличных торговцев составляют перекупщики, выдающие привезенные из других городов и даже стран фрукты, овощи и ягоды за местные, дачные. – Во-первых, это нечестно, – говорит заведующий сектором административной практики департамента Владимир Яковлев. – Во-вторых, опасно. Горожанину, который приобретает этот товар, никто не дает никакой гарантии качества. Те продукты, что продаются на специальных рынках, проверены в лабораториях, на них есть документы, а уличные покупки чреваты серьезными последствиями. Отравлением, например.

Покупателю, пострадавшему от «даров улицы», никто (не считая врачей) помочь ничем не сможет. Пойди найди виновника, продавшего некачественный продукт! Он сегодня на одном месте, а завтра - на другом. – Но люди в администрацию все равно звонят, – рассказывает Сергей Казанцев. – Жалуются на отравление, некачественный товар… В последнее время в Тюмень из города Иваново перекупщики везут довольно крупные партии постельного белья. Продают его дешево, однако служит оно исключительно до первой стирки. Понятно, что никто менять его не будет, и деньги за него возвращать покупателю – тоже.

Жалуются горожане и на непрезентабельный вид стихийных рынков. Одно время у тюменцев не было никакой возможности полюбоваться фонтаном на площади Единства и Согласия, потому как его бортики были уставлены продуктами, игрушками, заложены одеждой. Торговали прямо там. Сейчас торговцы, правда, сдвинулись ближе к ЦУМу, пообещали не осаждать городские архитектурные формы.

Но даже этот компромисс – не выход из положения. Согласно статье 3.10 Кодекса Тюменской области об административных правонарушениях, в любом месте, где торговля не разрешена муниципальными властями, она запрещена. Нарушение этой статьи влечет штраф – от пятисот до тысячи рублей для физических лиц. – Кого-то приходится штрафовать чуть ли не каждый день. Не помогает, – говорит Казанцев. – Они все равно возвращаются на насиженное место.

У полицейских и проверяющих чиновников уже от зубов отскакивают адреса льготных рядов, куда без всяких проблем могут переехать торговцы: Республики, 205; Щербакова, 98; угол улиц Харьковской и Мельникайте; Первомайская, 54, и иже с ними. Мест, говорят, там на всех хватит. Но у продавцов своя правда: ехать им туда далеко. Да и места эти не выгодны для работы, поток покупателей – не тот, что в центре города.

– У меня нет такого здоровья, чтобы таскаться с сумками в такую даль! – говорит Нина Анатольевна, на ящике перед которой стоят цветы и рассада.

А еще у пожилой женщины до сих пор нет российского паспорта, а следовательно – и пенсии. Двадцать лет назад она с мужем приехала в Тюмень из Средней Азии – там распался их мостоотряд, в котором работали долгие годы. Жилье здесь купить не смогли, до сих пор снимают квартиру и регистрации не имеют, поэтому гражданства им не получить. – В какие инстанции я только ни обращалась – никто не хочет помочь! – говорит она. – А тут еще и копейку запрещают заработать. Я цветы эти на своем подоконнике выращиваю, это единственная возможность выжить… Нину Анатольевну поддерживает и ее соседка по ряду Антонина Михайловна. В один голос они заводят разговор, который, судя по всему, давно бытует в рядах уличных торговцев. О том, что Центральный рынок – сельскохозяйственный, но почему-то большинство площадей в нем занято разными тряпками и какой-то мелочевкой. И арендная плата такая, что мелкому предпринимателю ее никогда не осилить.

– Я пробовала как-то, – делится печальным опытом Елена. – В первый же месяц оказалась в убытке. Потеряла 15 тысяч рублей… Еще Елена пыталась просить в городской администрации место на Цветном бульваре (женщина торгует сувенирной продукцией), но за этими местами выстраивается такая очередь, что жизни не хватит ее выстоять, говорит она. … Торговцы привычно вереницей идут к машине вслед за участковым Виктором Цехмистером. Смотрят, как тот выписывает протокол, складывают бумажку вчетверо, убирают в карман. Они оплатят штрафы, когда их накопится штук десять. Что-то вроде платы за место, только дешевле, чем, например, реальная аренда в Центральном. А потом они вернутся к своим самодельным лавочкам, их уже заждались там покупатели, которым все нипочем – ни отравления, ни риск выбросить понапрасну деньги… Если повезет, то оба – и продавец, и покупатель – останутся в выигрыше. Один заработает, другой станет счастливым обладателем нужного ему товара. А если не повезет - будет звонить в администрацию, полицию…

Пока же клиенты уличных лавочек недовольно ворчат на полицейских и чиновников, которые «мешают им делать покупки».

Автор: Мария Самаркина