Медиакарта
5:03 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Словом можно убить, словом можно спасти…

Словом можно убить,  словом можно спасти…
15:40 | 03 июля 2013
Источник: Светлый путь

Откуда берутся хамы? С пелёнок талдычим своим крохам, что такое хорошо и что такое плохо, повторяем без конца правила хорошего тона, в школе воспитываем, а что в результате? В магазинах хамят, в общественном транспорте хамят, в больнице хамят!

В словаре Ожегова удивило наличие однокоренных слов: хам, хаметь, хамить, хамский, хамство, хамьё…

Значение, конечно, одно, только облачено оно в разные грамматические формы и обозначает грубое, наглое поведение, готовность на всякую подлость и низость.

Хорошо бы со словом хамство рядом всегда стояли определения непростительное, возмутительное. В жизни, однако, нам хамят, а мы проглатываем. Плачем, возмущаемся про себя, но молчим. Если мне нагрубил продавец, то я просто никогда больше в эту торговую точку не приду. А если это был врач, руководитель предприятия? Может, здесь и собака зарыта? Тебе грубят, потому что уверены – ты ответить не сможешь, и позволяют в твой адрес всё, что хотят.

Поводом для размышления послужило письмо некой Татьяны Михайловны. Намыкалась она с мужем, что перенёс инфаркт, прямо скажем, в нашей больнице: и в стационаре лежали, и в очередях до вечера простаивали, и талонов не могли получить, и несколько дней на приём к терапевту не могли попасть. Знаете, отсутствие горячей воды в палате можно понять и даже то, что «унитаз в туалете еле держится, дверь не закрывается», а вот хамство задевает за живое, честное слово. И никакие объяснения о нехватке врачей, следовательно, их загруженности, о низкой заработной плате не оправдывают грубого поведения человека в белом халате! Разве можно поставить в один ряд слова «милосердие» и «хамство»?! Вспомнишь наших ветеранов медицинской службы Прокопьеву Клавдию Дмитриевну, Богданову Ольгу Андреевну, Тоболкину Лидию Александровну – Царство им небесное, Галину Николаевну Пестову, Нину Сергеевну Фёдорову – дай им Бог здоровья, ведь за всю жизнь никто от них грубого слова не слышал!

А сколько сегодня работает милосердных людей в больнице. Это подтверждает письмо Мадины Хайруллиной и Гульнур Сайдулиной из Ахман. Они благодарят сотрудников терапевтического отделения: заведующую Римму Ниязову, старшую медсестру Веру Кузьмину, медсестёр Марину Вайло, Анну Рявкину, Марию Фёдорову, Галину Гайсину, санитарочек М. Труфакину, А. Падуваеву, С. Нестерову, В. Кудрявцеву за терпение, доброту и сердечность. А в очереди в поликлинике мне назвали Валентину Лаптеву, Тамару Колотову, Ларису Майер, Галину Квит, Людмилу Царёву, Любовь Земцову, Надежду Черепанову, они всегда обходительные, всегда с улыбкой! И дело тут совсем не в образовании. Учиться надо у них служить людям! Тогда вместо обидных слов захочется от души поблагодарить своего лечащего врача, медсестру, санитарку, вместо слёз возмущения и досады уронить от избытка чувств слезу признательности. Это, знаете ли, тоже микстура действенная!

Автор: Лидия ЛЕБЕДЕВА