Я решила своей малой родине посвятить рассказ. В нем повествуется о моих предках, живших на острове озера Черемухово. Поведали мне эту историю дорогие и любимые бабушки – Валентина Кузьминична Грачева и Зинаида Кузьминична Скипина. А началось все с того, что мне захотелось узнать: почему раньше семью Алексеевых, по бабы Валиной линии, называли Островскими? И я нашла ответ на свой вопрос.
Когда-то очень давно, после отмены крепостного права, в районах центральной России появились тысячи безземельных крестьян. В поисках лучшей доли, а главное, земли, целыми деревнями переселялись они за Урал - в Сибирь и на Дальний Восток.
В начале 60-х годов XVIII века несколько десятков семей из Коломенской области кучно поселились на южной стороне села Пеганово, ближе к острову. Коренные жители стали называть эту часть села «Расея», то есть выходцы из России, тогда как старую часть села стали называть «Сибирь». Зачастую можно было услышать от пегановцев:
-Куда пошел?
-Да в «Сибирь».
-Ты где живешь?
-В «Расее».
Среди приехавших был и наш прапрапрапрадед Архип Алексеев. Он привез жену и детей, среди которых был наш прапрапрадед Иван Архипович. Женился он на своей землячке Анастасии. В семье один за другим стали появляться дети. Родился и единственный сын, Константин, наш прапрадедушка. Жила семья хорошо: имели двух коров, лошадь, овец, птицу. Трудились от зари до зари. Зимой мастерили кадушки, плели корзины, вязали сети.
Октябрьский переворот нарушил мирную жизнь деревни. Она обнищала, а вместе с тем и Алексеевы тоже стали жить плохо. К тому времени наш прапрадедушка, Константин Иванович, женился на Матрене Никитичне, нашей прапрабабушке. Появились пять сыновей: Дмитрий, Кузьма (мой прадед), Леонид, Григорий и Иван.
В нашем краю есть замечательное место – остров Черемухово, расположенный между двух озер. Раньше здесь рос лес из черемухи, которая и дала название острову. Все на этом удивительном участке суши благоухало: если деревья – то с огромными кронами, если трава - то в человеческий рост. Поэтому-то и решили наши предки заняться на этой земле хозяйственной деятельностью. Начали с разведения кроликов – и, недолго думая, переехали жить на остров.
Так в 1932 году семью Алексеевых стали называть «Островскими». Это была наша вторая фамилия. И прожили мои предки здесь 26 лет, до осени 1958 года. Работы не боялись: косили сено, строили клетки, разводили кроликов. Труд для них был всегда на первом месте. Чистые кормушки, чистота в клетках. Были зимние базы для маточного поголовья, летние загоны для молодняка. Их предки делали из тальника, обмазывали глиной, мастерили навес от дождя и солнечного зноя. Земляной пол со стоками для дождевой воды утрамбовали как асфальт, чтобы не было грязи. Все это делалось, конечно же, вручную. И работа - от зари до зари, без выходных и праздников.
Председатель колхоза А.И.Климович, побывав на острове, остался доволен, и похвалил хозяев: «Вы работаете на совесть». Да и как было не хвалить - при умеренных затратах дело приносило постоянный доход. Осенью с острова везли кроличье мясо и шкуры. Мех был высокого качества, его из Тюмени отправляли на Ленинградский пушной аукцион, а оттуда он отправлялся за границу.
Остров постоянно окашивался, вырубался тальник. Семья Алексеевых следила за чистотой леса, на дрова шли и сухостой, и очень старые деревья, поэтому остров был похож на райский уголок. После сыновья женились, кто-то стал жить отдельно, а некоторые остались с родителями.
Семья не голодала, спасало озеро: летом - рыба, весной и осенью - птица. Научил Константин Иванович своих сыновей охотиться на уток, зайцев, лис и другого зверя. Привил им прапрадедушка любовь к труду и уважение к людям.
Своими руками делали они столы, стулья, диваны (софы) и чучела уток. Со слов знавших их людей – лучших охотников и стрелков в округе не было. А еще научил дедушка своих детей самозабвенно любить природу. Длинными зимними вечерами только и было разговоров о красоте и тайнах родной природы, о любимом острове, о пролетевшей стае водоплавающей птицы – и о работе, о своих кроликах. Что интересно: выращивая столько кроликов (счет им знали только они), никогда не ели кроличьего мяса.
Слушая своих родных, ощущаешь себя участником этих событий. Прадедушка Кузьма Константинович обладал еще одним талантом. Он был замечательным рассказчиком. Алексеевы всегда отличались открытостью и общительностью. С человеком любого возраста находили тему для общения.
После того, как наши родные выехали в Пеганово, кролиководство было загублено, и на острове разбили яблоневый сад, который во время перестройки пришел в упадок. Но от моих предков до сих пор осталась «Гришина землянка», хотя и она теперь в полуразрушенном состоянии.
Хочется надеяться, что остров обретет новую жизнь, и слава о нем будет снова греметь по всей округе. А я, в любом случае, буду гордиться тем, что моя семья вписала достойную страницу в летопись истории острова, а значит - и родного села.