Медиакарта
5:18 | 19 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Говорящая фамилия

Вера Карпова, родившаяся и выросшая на Дальнем Востоке, настоящая рыбачка. И по образованию, и по призванию.

С юных лет она была искренне довольна своей жизнью. Причиной тому служил её неприхотливый и жизнерадостный, лёгкий и покладистый характер, а может быть, фортуна и в самом деле её баловала, и почти каждое изменение в судьбе можно было отнести к удачам.

Разве не везение, что после окончания школы она легко поступила в Дальневосточный университет во Владивостоке? Потом были интересная студенческая жизнь, производственная практика на Сахалине и Шикатан, где рыбный дух, где рыбой пахнет…

По окончании университета с красным дипломом новоиспечённый техник по технологии обработки рыбы и рыбных продуктов отправилась по распределению в Тобольск. Естественно, это было её собственное решение – здесь ей предложили преподавать в рыбопромышленном техникуме (а она с первого курса мечтала о такой работе). О Тобольске тогда трубили все центральные газеты и телевидение.

Преподавательская работа захватила Веру, и она отдавала любимой работе почти все сутки. Даже в декретном отпуске пробыла всего год, ведь и учащиеся тоже были её любимыми детьми.
Меньше всего Вера Владимировна представляла себя на административной работе, но…

В 1993 году её назначают заместителем директора по учебной работе, оставив за ней часы по технологии обработки рыбы и рыбных продуктов. Её устраивало здесь всё: и то, что сложились дружные отношения с коллегами, нравилось работать под руководством умного директора, и она думала, что так будет до самой пенсии. Но как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. В 2009 году после скоропостижной смерти руководителя техникума ей пришлось возглавить учебное заведение.

– Одно дело, когда у тебя 25 учеников, доверяющих во всём, вбирающих в себя каждое обронённое тобой слово. Совсем иная картина, когда ты возглавляешь большой коллектив. Думать надо уже не об одной группе, а обо всех: надо договариваться, куда они поедут на практику, выстраивать партнёрские отношения с рыболовецкими артелями, консервными заводами, – рассуждает Вера Владимировна. – А для этого необходимо было научиться доверять своим коллегам. И вот тогда сутки не придётся растягивать, всё пойдёт своим чередом, без подвигов. Есть ещё один момент – надо избегать застоя, неважно, мини-пекарней ты руководишь или техникумом. Мы растём постоянно.

И директор не без гордости рассказала, что два года назад техникуму удалось наладить прочные партнёрские отношения с Дальним Востоком, что позволило студентам второго и третьего курсов проходить практику в ЗАО «Курильский рыбак» на острове Итуруп. Не станет исключением и 2013. Девять ребят во главе с преподавателем Анваром Шаиповым на учебно-парусном судне «Паллада» пойдут в Южную Корею и Сингапур. – И ещё один момент, о котором я не могу умолчать. С этого года наш техникум стал филиалом университета Дальневосточного рыбохозяйственного университета, – говорит она.

То, что сегодня проходят на производственной практике её студенты – сырость (на разделке), забивающийся во все поры рыбный запах, нелёгкие условия работы, всё это в своё время Вера Владимировна испытала на себе.

– Но когда молоды, когда многое в жизни решает не трезвый расчёт, а романтика, трудности не смущают, – делится она. – Просто через это надо пройти. Всем, кто выбирает профессию, связанную с морем ли, рекою ли.

Основной предмет у технологов – технология обработки водных биоресурсов. В течение многих лет Вера Владимировна рассказывает им о сырье: как его правильно сохранить, чем отлавливают, какова пищевая ценность. Под словом «сырьё» подразумевается и рыба, и моллюски. Когда потреб­ляешь тех же моллюсков, не задумываешься даже, что они бывают двухстворчатые (устрицы, мидии), головоногие (кальмары, осьминоги). Есть ещё ракообразные. Это те же крабы, креветки, омары. Вы думаете, на этом изучение предмета заканчивается? Отнюдь. Есть ещё обработка. Первый этап – когда рыба сырец доставляется до обрабатывающего предприятия, второй – когда начинается производство различных видов продукции. Благодаря изобилию на рынке сегодня для нас не в диковинку и охлаждённая, и мороженная, солёная в простом, пряном посоле или в маринаде продукция. А ещё есть пресервы, консервы…

– Как-то в магазине я заметила двух девушек, – рассказывает Вера Карпова. – Хорошо одеты. Они покупали всякую фуагру, ананасы, кокосы и… селёдку. Я спрашиваю: «А она вам зачем?» Они говорят, что, мол, когда их родители отмечают день свадьбы, то готовят специальный фирменный салат, в который обязательно входит селёдка. То есть у них, выходит, это давняя семейная традиция, без этого уже вроде как нельзя. Селёдка – как первый кирпичик в основании крепкой семьи, так сказать, ячейки общества!

Я вдруг подумала: а ведь селёдка – это символ не столько коллективного, сколько единоличного индивидуального бытования. Жирный, аппетитный, бесконфликтный, дружественно настроенный кусочек счастья по отношению к лицам кавказской ли, финской ли, белорусской ли национальности… Жить в мире, есть в мире. В смысле – кушать. Тихая радость, ощущение тепла, сытости и достатка. Селёдка, например, в отличие от ВВП, не нуждается в удвоении – просто селёдки можно купить две, для себя и для друга. Устраивает ли вас такая российская национальная идея? Лично меня устраивает.

Вера ХОХЛОВА Юрий ПОПОВ (фото)