Медиакарта
13:52 | 15 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Так доктор прописал

Так доктор прописал
10:08 | 29 июля 2010
Источник:

Владимир Путин, обсуждая проблемы металлургии, озаботился отдыхом граждан на воде

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Под занавес недели Владимир Путин посетил Челябинск. Маршрут премьер-ского кортежа, совершавшего стремительные передвижения по городу между металлургическим комбинатом и трубопрокатным заводом, как минимум дважды пролегал мимо озера, где в это время купались и горожане.

Состояние устроенного диким образом пляжа произвело на премьера настолько удручающее впечатление, что он, открывая совещание, посвященное металлургии, решительно отошел от темы, призвав власти городов и весей озаботиться отдыхом граждан на воде.

А теперь обо всем по порядку. Перед совещанием планировалось посещение Владимиром Путиным двух объектов, где вводятся новые мощности. Премьер начал с металлургического комбината, входящего в ОАО «Мечел». К его приезду приурочили запуск машины непрерывного литья заготовки, которая является частью комплекса по производству качественных и нержавеющих сталей. Премьер отметил, что предприятие уже перешагнуло докризисный рубеж выпуска продукции, а новый комплекс позволит не только повысить качество выплавляемой стали, но и увеличить производство слябов, и существенно расширить ассортимент.

В экскурсии по комбинату главу правительства сопровождал председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин, которого Владимир Путин прославил два года назад, когда тот, сказавшись больным, не приехал на совещание.

Два года назад, почти в это же время, напоминает «Российская газета», премьер Путин в пух и прах раскритиковал сбытовую политику «Мечела», продававшего коксующийся уголь за границу по ценам, существенно ниже внутренних. А так как председатель совета директоров Зюзин не приехал на совещание, сославшись на болезнь, Путин порекомендовал ему «побыстрее выздороветь, иначе доктора придется послать». После этого заявления Владимира Путина ОАО «Мечел» потеряло пятую часть рыночной капитализации, было оштрафовано ФАС на 798 миллионов рублей и стало заключать долгосрочные договоры поставки коксующегося угля.

Не задержавшись на Челябинском металлургическом комбинате, Путин поехал на трубопрокатный завод (ЧТПЗ), где запускали новый трубосварочный цех «Высота 239». Производство, которое доверили запустить премьеру, – первый проект отечественной «белой металлургии», качественно новый тип металлургической промышленности, основанный на высочайшем уровне технологий, максимальной автоматизации процессов и принципиально новых условиях труда, сообщает «Время новостей».

Инновации заметны невооруженным взглядом – это, прежде всего, разноцветные помещения, включая обычные производственные цеха, и белые халаты рабочих. Начальник цеха Валентин Тазетзинов заверил главу правительства, что «инновации здесь буквально на каждом шагу».

Попав на территорию трубосварочного цеха, Путин действительно не смог скрыть удивления. «Такое впечатление, что попал то ли на какую-то театральную площадку, то ли в «Диснейленд», – сказал он, глядя на то, как разгулялась дизайнерская мысль. Постройки на территории были покрашены во все цвета радуги, местами расписаны замысловатыми кругами и зигзагами. В целом всё больше похоже на арт-объект, чем на металлургическое производство, замечают «Известия».

– Это здорово, это создает соответствующую атмосферу! Понимаешь, что ты находишься на высококлассном, современном

предприятии, где и технологии соответствуют самым высоким мировым стандартам, и работники подготовлены по самому высшему разряду. Это очень впечатляет, – похвалил Путин.

Право нажатия той самой кнопки Владимир Путин предоставил одному из молодых сотрудников завода Евгению Гаасу, который и придумал название цеха «Высота 239» (оказалось, это высота Челябинска над уровнем моря – намек на мировой уровень производства).

Черная кнопка тут же окрасилась в молочный цвет, символизируя переход от черной металлургии к белой, современной во всех отношениях.

После запуска нового цеха премьер отправился на совещание.

«Практически все наши металлургические комбинаты уже реализовали масштабные инвестиционные планы, в общей сложности вложив в модернизацию производства за десять лет около 900 миллиардов рублей. Ну и надо сказать, что отрасль выходит все-таки из кризиса, и, что приятно, наши металлурги не намерены останавливаться на достигнутом, с точки зрения модернизации», – начал совещание Путин.

Потом глава правительства с неожиданной страстью обрушился на челябинские власти. Когда он ехал с завода, то видел из машины пляж и «не увидел ни одного туалета и ни одной торговой точки». «Может, они там есть, но я их не видел». – Городские власти могли бы позаботиться хотя бы об элементарных вещах! – воскликнул Путин. – В таких случаях и получается как в анекдоте...».

Казалось бы, второстепенный эпизод получил отклик в мировых и отечественных СМИ, пожалуй, больший, чем само совещание.

«Говорите об этом человеке, что хотите, но Владимир Путин – мастер популистского фарса, – пишет «The Huffington Post» (США). – В пятницу, на пике самой ужасной в истории России жары, он посетил один из самых захудалых пляжей в одном из самых захудалых городов страны – Челябинске. Этот находящийся неподалеку от границы с Казахстаном город напоминает дикобраза с его многочисленными, торчащими повсюду трубами-иглами.

Заметив отсутствие на пляже туалетов, премьер-министр вспом-нил старую шутку. «Гриша, иди купаться! – Зачем, мама? Плавать я не умею, а писать пока не хочу». Рассказал он её позднее, на совещании. Затем сменил тон и добавил: «Это было бы смешно, если бы не было так грустно».

Той же ночью рабочие завезли на грузовиках на пляж тонны свежего песка, разгребли его подобно японскому саду, поставили зонтики и шезлонги. «Местные жители просто не узнали свое место отдыха, когда пришли туда на следующее утро», – сообщил в субботу телеканал «НТВ».

Это был своего рода классический пример путинизма в облегченной форме. Но во многом это была его основа. То, как он завоевывает народную популярность, похоже на действия по простому шаблону. Найти проблему, вызывающую раздражение у многих людей, найти того, кто в ней виноват, а затем высечь его за это, сделав это публично, с некоторой долей классического бесхитростного остроумия. И потом показать по телевидению, как эта проблема решается», – заключает «The Huffington Post».

Надо отметить, эта статья под названием «Putin’s Pee Joke: It Would Be Funny if it Weren’t so Sad» нашла широкий отклик в обычно не жалующем Владимира Путина отечественном Интернете, где американской газете досталось и за «захудалый город Челябинск», и за российского премьера, который по популизму «ещё только сравнивается с мировыми лидерами» (имелись в виду Барак Обама, Сильвио Берлускони и Николя Саркози). Обиделись на такой поворот событий и работающие в сфере ЖКХ промышленники. В частности, директор тюменского ЗАО «СПИНОКС» Андрей Горемыкин пояснил, что «в Челябинске, в поселке Полетаево, как раз в это время предприятие закончило строительство и ведет наладку новых очистных сооружений для очистки канализационных стоков»: «Мощность там относительно небольшая – 1200 кубометров в сутки. Но стоки идут в озеро питьевого водоснабжения, откуда Челябинск получает питьевую воду. Это такая ложка дегтя! По некоторым вредным веществам показатели удалось снизить в сто раз, и сейчас всё вписывается в жесткие питьевые нормы. Но телевидение этого не показывает. И получается, что власти только то и делают, что занимаются популизмом, устанавливая пляжные зонтики!».

Однако вернемся к совещанию, где после нескольких выступлений слово получил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

По данным ФАС, российские металлурги продают на внутреннем рынке России свою продукцию на 15–20 процентов дороже мировых цен. А если брать экспортные цены, которые заводы применяют в сделках со своими офшорными компаниями, то разница вырастает до 2–3 раз.

Происходящее Артемьев назвал «дискриминационным ценообразованием», разрушить которое может только создание биржи металла в России, по примеру Петербургской биржи нефтепродуктов.

Слова Артемьева произвели на Путина удручающее впечатление, отмечает «Коммерсант».

«Почему «Мечел» может выстроить нормальную, корректную работу? Я помню выпад в адрес «Мечела», могу только сожалеть, что это привело к падению капитализации более чем на 20 процентов. Хочу поблагодарить Игоря Зюзина – всё, о чем говорили, сделал, ведет себя корректно», – заявил Путин.

Всем остальным, кто продолжает практику трансфертного ценообразования, премьер пригрозил жесткими мерами. «Если будем видеть, что мер недостаточно, придется их ужесточать. Мы это сделаем, если не увидим ответной реакции», – пригрозил он.

Биржи, как и два года назад, незамедлительно отреагировали на выступление российского премьера, слова которого в прямом смысле на вес золота, замечает «Независимая газета».

В частности, американские депозитарные расписки (ADR) на акции «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже выросли в цене на 6,6 процента – до 22 долларов.

Таким образом, Владимир Путин компенсировал реабилитированному Игорю Зюзину потери двухлетней давности. Правда, частично. Если сравнивать темпы роста и падения акций, то оказалось, что доброе слово премьера рынок оценивает раза в три дешевле, чем критическое.

При сравнении абсолютных потерь капитализации разница в цене критических и положительных слов премьера ещё более заметна. Критика стоила предприятию потери капитализации около 5 миллиардов долларов, а цена похвалы не дотянула и до 1 миллиарда. Таков урок.