Медиакарта
17:57 | 7 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Соломенное счастье

– Я счастливая! Я очень счастливая! У меня трое замечательных детей! – восклицала Анастасия Ивановна Развязева. И мы ей верим.

А когда уважаемые гости – первый заместитель главы администрации города Яна Зубова и начальник управления соцзащиты населения Елена Елесина – вручили 90-летней юбилярше букет цветов, открытку от Президента страны и ценный подарок, виновница торжества зарделась – не привыкла она к такому вниманию. И вдруг, наверное, из чувства благодарности или чтобы показать, что есть ещё порох в пороховницах, она исполнила для нас частушку с плясовой. И плюхнулась на диван, покрытый самотканым ковром с вышивкой (её работа), чтобы отдышаться.

Мы поняли, что нрав у юбилярши весёлый, общительный. Она охотно поделилась с нами своими воспоминаниями.

Родилась Анастасия Ивановна в Горьковской области, в сельской местности. Семья жила бедно, земельные наделы были небольшие. И когда отцу предложили по программе спецпереселения переехать в Кемеровскую область, где свободных земель было сколько угодно, он, не раздумывая, согласился.

Шёл 1924 год. Построил отец небольшой дом с одной комнатой, печь сложил. Крыша, правда, была соломенная. Этот домишко, в котором выросла Анастасия со своими братьями и сёстрами (детей в семье было пятеро), она до сих пор вспоминает. Пусть маленький, но это был их домашний очаг, их надёжная крепость.

Настасья в школу не ходила, потому что её просто не было поблизости. Отец понемногу учил дочь грамоте при керосиновой лампе да лучине. А вокруг деревни плотным кольцом стояла тайга. Девочка росла в гармонии с природой. Было в их житье-бытье нечто патриархально-самобытное.

Однажды отец сказал, что его берут на работу кузнецом в рабочий посёлок Мундыбаш, и семья переехала вслед за кормильцем. Тогда Анастасия впервые увидела электрическую лампочку и паровоз.

В посёлке девочка стала ходить в школу, хотя и выглядела старшей сестрой рядом с одноклассниками. Она только закончила пятый класс, как началась война. Анастасия оставила учёбу и пошла работать на фаб­рику, на которой происходило обогащение руды и выплавка агломерата. Дальше кокс увозили на плавку в Новокузнецк.

– Из нашей руды, – с гордостью в голосе говорит Анастасия Ивановна, – выплавляли железо, из которого изготовляли танки, оружие, рельсы. А значит, и мы фронту помогали.

Анастасия выучилась сначала на подручного слесаря, чтобы паровоз телегой не казался, как говаривали её наставники, а затем на помощника машиниста паровоза, к которому ещё недавно и подойти-то близко боялась. Работа была тяжёлая и, прямо скажем, не женская. Но девушка с крестьянской закалкой с ней справлялась. Всю войну на паровозе проработала.

Война уже закончилась, и однажды к ним на фабрику привезли целый эшелон красноармейцев, освобождённых из плена.

– Вот ажиотаж-то поднялся, – улыбается Анастасия Ивановна, – девки себе женихов понахватали, ну и я хватанула. Паренёк ей приглянулся, а вскоре и поженились. Жили они с Василием ладно. Он на фабрике работал дробильщиком, а она деток нянчила, да по хозяйству хлопотала. Вновь вышла на работу, когда дети выросли и выпорхнули из родительского гнезда.

В Тобольск Анастасию Ивановну перевезла в 2007 году дочь Людмила, некогда возглавлявшая ДК «Синтез», теперь уже тоже пенсионерка. Людмилу Васильевну Жукову в Тобольске знает практически каждый. Но лишь теперь, познакомившись с её мамой, я поняла, откуда в ней неуёмная энергия, неиссякаемый оптимизм и творческое начало.

Анастасия Ивановна действительно счастливый человек, потому что в преклонных летах живёт с любящей и заботливой дочерью, в которой души не чает, потому что они понимают друг друга с полуслова, потому что всё лето проводят вместе на даче, на лоне природы, что пусть отдалённо, но напоминает ей детство.

Диана ШТЕРН