У каждой маленькой деревеньки нашего района да, пожалуй, у тысяч других -- своя богатая история.
По-разному сложились для них и сегодняшние дни: где-то ещё живут, найдя себе опору, где-то жизнь угасает. Но в одном они похожи -- здесь люди близки друг другу, почти по-родственному, так не сближаются больше нигде. И потом, когда по стечению разных обстоятельств многие из них не остаются жить на своей малой Родине, где они чувствовали себя свободно и непринуждённо, где душе было спокойно и хорошо, они не забывают её и всех, кто жил когда-то рядом по соседству. И как бы ни сложилась жизнь, родное село остаётся в душе человека той тихой пристанью, к которой можно возвратиться в любое время.
Решив побывать в д. Новоборовой, что стоит на берегу р. Ташаир в более чем сорока километрах от райцентра, мы пригласили с собой председателя ветеранской организации Сартамского сельского поселения Надежду Евгеньевну Балаганину, у которой особое отношение к этой маленькой деревеньке. А ещё для поездки нам понадобился вездеходный транспорт, поскольку непрекращающиеся июльские дожди превратили небольшой участок грунтовой дороги от Староборовой до Новоборовой в сплошное грязное месиво. К чести водителя «Нивы» Ивана Васильевича Рулькова, к подножию увала, на котором расположилась деревня, несмотря на грозовой дождь, мы добрались нормально.
По дороге Надежда Евгеньевна немного рассказала об этой деревне.
-- Очень красивая была когда-то. Каждую весну вся в черемуховом цвету стояла. Много липы вокруг, берёзы. Более 200 человек проживало лет тридцать назад. Одна улица, все друг друга знали, никогда сплетен никаких и склок не было. Весёлые, доброжелательные люди, на себе это почувствовала, когда замуж вышла за парня из Новоборовой. Сами мы в Сартаме поселились, а туда часто ездили к родным. Там были магазин, клуб, начальная школа, где много лет учительницей работала Елена Александровна Подкорытова. Добрым словом о ней, заслуженном учителе РФ, до сих пор отзываются люди. Несколько многодетных семей жили: Тимошаровы, Копыловы – у них по 10 ребятишек было, У Хомяковых, Столяровых, Загревских, Знаменщиковых,Турковых, Владимировых, Лотовых, Метелевых, Павлюченко, Балаганиных, Перминовых, Черняковых, Ердековых – по 5, 6, 7. А ещё на всю округу известный был фруктовый сад, который посадил агроном Дмитрий Александрович Подкорытов. Там же пасеку колхозную поставили. А сколько военных взрастила Новоборовская земля: Михаил Иванович Черняков служил в береговой охране во Владивостоке, его брат Николай после окончания Омского танкового училища – в Приморском крае, Николай Тарасович Марков окончил Московское командное училище, был пограничником, служил в Таджикистане, Афганистане, Чечне.
Да, судя по архивным данным, именно в период 70-80 гг. переживала Новоборовая расцвет. С началом 90-х начала угасать. Сегодня здесь на той же широкой и длинной улице, когда-то она называлась Колхозной, стоит 10 домов, в них проживают 25 человек.
– 11 из них – пенсионеры, --уточняет Надежда Евгеньевна, когда мы пешком взобрались на увал и увидели вдоль улицы несколько старых домов в окружении кустарников и деревьев. – Старожил здесь Тамара Васильевна Тимкина, -- продолжает она и приглашает зайти. У ворот дома нас встретили двое ребятишек, как оказалось, внуки к бабе Тамаре приехали на лето. Вышла на улицу и она сама.
-- 83 года мне осенью исполнится, -- разговорилась Тамара Васильевна. -- Вся жизнь здесь и прошла. Работала в колхозе, начиная с войны, была дояркой, телятницей, свинаркой. Здесь и замуж вышла, с мужем пятерых детей вырастили. Теперь вот внуков погостить привозят, а правнуков у меня уже 20.
Какая долгая и трудная жизнь позади у ровесниц и ровесников Тамары Васильевны. И наполненная. Это сегодня в деревне тихо, ни грохота трактора не услышишь, ни мычания скотины. Двух цыплят встретили на улице, пару собак, вот и вся живность. Раньше в Новоборовой более 2000 гектаров пашни обрабатывали, на ферме до 500 голов КРС стояло, да на откормочной площадке около 1200 голов молодняка содержали. Сельчане трудились не покладая рук, этот производственный участок, руководил которым более 20 лет Григорий Илларионович Балаганин, в колхозе имени Чапаева был одним из лучших. И куда же всё делось?..
Рассуждая об этом, идём дальше по улице. По-прежнему никого не встречаем, пока нас не окликают из высоких кустов малины, которая буйно разрослась там, где стояли дома. Одна из местных жительниц собирает поспевающую ягоду – здорово, всё рядом, даже в лес ходить не надо. Проходим мимо дома единственной молодой семьи здесь – Янгайкиных, у которой трое дошколят (они все в отъезде). Через пару домов улица поворачивает налево и, через несколько домов, так же стоящих в окружении кустов малины, теряется в лесу. А на повороте, напротив друг друга живут пенсионерки Надежда Прокопьевна Владимирова – главная помощница Н.Е. Балаганиной по пенсионерским делам, как она сама замечает, и её сестра Екатерина Петровна Лазаревич (обе много лет проработали в колхозе доярками). В доме последней собираются односельчане, когда к ним дважды в месяц приезжает ПКУ. Вообще-то сюда, несмотря на плохую дорогу, кроме работников культуры приезжают по своим делам многие: из администрации поселения, пенсию привозят, продукты – это всё-таки не медвежий угол, как говорят про далёкие труднодоступные места.
Увидев Надежду Евгеньевну, на улицу выходят женщины, в нескольких фразах рассказывают о своих проблемах и возвращаются к делам. Прощаемся и идём
по улице обратно. Тишина непривычно оглушает. Небо после дождя очистилось, солнце снова осветило всё вокруг: старые дома, лес, начинающийся сразу же за ними, песчаную дорогу, на которой видны лишь наши следы да следы шин велосипеда.
И мне подумалось: была деревня – не важно, как называлась, их вокруг много таких, подобных Новоборовой. Жили в ней неплохо, как это бывает в деревне -- молоко, огород, мясо. Работали тут же, в колхозе. Вечерами выпивали в меру, порой -- без меры. Но работали всегда -- трудиться было в почёте. Хочешь или нет, будь добр с утра -- в поле или на ферму. Молодёжь привыкала к такому ритму, после школы оставалась в деревне, трудилась и не хотела другой жизни. Кому-то, может и хотелось уехать в город, но -- единицам. Так и жили: старшие работали в поте лица, показывая молодым пример. И вот 90-е, развал колхозов, упадок. Работы не стало, и молодёжь, да и люди постарше покинули родные места. И деревня постепенно угасает…
На снимках: старожил деревни Т.В. Тимкина; в Новоборовой
Фото М.ИЛЬЧЕНКО