Медиакарта
20:19 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Им засиять нетленной красотой

26 июля в Доме прессы собрались историки-профессионалы и краеведы общественники, представители городской администрации и Думы, журналисты. День проведения круглого стола был выбран неспроста – именно 26 июля 1928 года впервые в мире было получено движущееся изоб­ражение на электронно-лучевой трубке.

И напоминание – получено на оборудовании, созданном Борисом Грабовским.

Историческая справка:

Борис Павлович Грабовский родился 26 мая 1901 года в Тобольске, в семье ссыльного украинского поэта-революционера Павла Арсентьевича Грабовского и Анастасии Николаевны Гутовской. Потеряв отца, семья Грабовских перебралась в Среднюю Азию. Именно там, в Ташкенте, физик-самоучка Борис Грабовский сконструировал аппарат («телефот») и получил электронное изображение, передав сигнал без проводов.

Так начиналось современное телевидение, друзья-читатели. Точнее, могло начаться, однако изобретение Грабовского было незаслуженно отвергнуто и почти забыто. Но специальная комиссия в официальном протоколе зафиксировала июльскую дату 85-летней давности как удачный опыт с приборами для передачи движущихся изображений на расстояние.

И уже много позже президент Международной ассоциации прессы по радио­технике и электронике Е. Айсберг написал во французском журнале «Television» (№ 157 за 1965 год): «Фактически стопроцентная телевизионная система была предложена ещё в 1925 году российскими изобретателями Б. Грабовским, М. Пис­куновым, В. Поповым. Затем Б. Грабовскому с по­мощью И. Белянского удалось смонтировать и окончательно доработать «телефот» и в 1928 году успешно завершить свои опыты. К сожалению, прекрасное изоб­ретение не было достойно оценено».

Европейские специалисты это имя, стало быть, знают, но дату 26 июля, скорее всего, не отмечают нигде. А вот мы, тоболяки, отметили. По призыву телерадиокомпании «Тобольское время» собрались в Доме прессы да и поговорили о том, что есть Грабовский для нашего города, и не пришло ли уже время для того, чтобы всерьёз увековечить его память.

Где этот дом?

Научная и личная жизнь Бориса Павловича полны загадок. Вот и в Тобольске, где он пробыл-то всего ничего, есть что уточнить и выяснить. Небольшую путаницу в вопросе, в каком доме родился будущий изобретатель, где жили его родители, разбирали сообща.

Сейчас мемориальная табличка находится на фасаде небольшого дома по улице Свердлова. Но многие помнят другой дом, в самом начале Октябрьской, на котором в былые времена тоже начертание было – «Здесь умер революционер, поэт и переводчик» и т.д. И хоть коротка бывает наша память, но помним и то, как разбирали его, и то, как сгорел в одночасье тот замечательный дом (в 1989-м, если не ошибаюсь, году).

Так где же?.. На этот воп­рос ответила Наталья Турова (ведущий специалист отдела по охране и эксплуатации памятников комитета по культуре и туризму администрации Тобольска).

– Дело в том, что известно несколько адресов, связанных с пребыванием семьи Грабовских в нашем городе. Несколько неустановленных домов под горой (мы знаем только улицы, где они находились). И те два дома, о которых идёт речь.

По адресу Свердлова, № 7, (ранее – Береговая или Яровая) до сих пор стоит дом, в котором семья жила во время рождения сына Бориса. А вскоре они перебрались в двухэтажный дом на улице Петро­павловской (Октябрьская теперь). Там уже и скончался отец семейства Павел Арсентьевич. Из этого дома вдова с сыном переехали затем на Украину и позднее в Азию.

«Дом Грабовского» разделил печальную участь жилых строений, связанных с памятью о Фонвизиных и Ершове, став ещё одной горст­кой пепла в общем кургане нашего беспамятства.

Но табличка на Свердлова, № 7, вполне легитимна. Ведь запись о рождении Бориса Павловича обнаружена в метрической книге прихода Спасской церкви, а значит, этот адрес соответствует действительности.

Музей телевидения?

В значимости человека, родившегося на тобольской улице Яровая, никого из собравшихся за круг­лым столом убеждать не приходилось. Поэтому вопрос «Можно ли считать Бориса Грабовского знаковой фигурой нашей истории?», заданный Виталием Лагутиным (главным редактором ТРК «Тобольское время»), даже не обсуждали. А вот словосочетание «музей Грабовского», прозвучавшее из его уст, заставило встрепенуться многих. – Мы начали этот разговор ещё в мае, с сюжета, приуроченного к дню рождения Грабовского. И уже тогда имели такую «тайную мысль» – сделать некоторые шаги в сторону организации в Тобольске музея телевидения… Должен сказать, что этой темой заинтересовались ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания) и РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть).

И далее начался разговор практического свойства, в ходе которого одни ратовали за восстановление дома на Октябрьской (по принципу соседней усадьбы А.А. Дунина-Горкавича), другие говорили о том, что музей телевидения мог бы разместиться в специально построенном для него здании (что не отменяет возрождения исторического объекта ради мемориала Грабовского-старшего).

Историческая справка:

Павел Арсентьевич Грабовский – украинский поэт, переводчик, участник революционного движения. Из 38 лет жизни 20 провёл в тюрьмах и ссылке. В Тобольске с 1899 года. Давал частные уроки, служил в ветеринарном отделении губернского управления, был секретарём губернского совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, занимался литературным творчеством. Работал корректором. Публиковал статьи в газете «Сибирский лис­ток».

Скончался в 1902 году. Похоронен на Завальном кладбище, неподалеку от могил декабристов, как сам просил о том родных перед смертью.

Эдуард Бурнашев (Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник) проинформировал собравшихся о том, что в фондах представляемого им учреждения наличествует несколько единиц хранения.

– Родственники Павла Арсентьевича прислали нам его нательный крест, столовую серебряную ложку, деревянную шкатулку и полотенце, на котором вышиты инициалы «П.А.». Вещи все подлинные, принадлежавшие Павлу Грабовскому… Вещей Бориса Грабовского в музее нет.

Депутат Тобольской городской Думы Николай Синкин, рассуждая о вкладе Павла Грабовского в отечест­венную науку и изоб­ретательство, озвучил неожиданную на первый взгляд идею – в Тобольске может быть создан… политехнический музей. В нём нашлось бы место и для Менделеева, и для Грабовского, и для автора проекта Останкинской телебашни Никитина.

На заседаниях круглого стола не принимаются решения и не выносятся резолюции. Такие встречи устраиваются для того, чтобы «подготовить почву» для последующей кропотливой работы. Придумать музей несложно – это вам не принцип передачи электронного сигнала на расстоянии сформулировать… Устроить такой музей в наше время почти так же сложно, как соорудить какой-нибудь новый «телефот». Борис Грабовский в своё время сумел… А мы? Мы сможем?

Дмитрий КАРАСИЕР Юрий ПОПОВ (фото)

P.S. А завершить этот техническо-исторический репортаж попробую стихами. Разумеется, Павла Грабовского: Моя хвала погибшим и живущим Борцам за будущность Руси родной, Страдальцам за друзей своих. В грядущем Им засиять нетленной красотой. Стихотворение называется «Истинные герои». И не очередным «брендом Тобольска» стоит считать отца и сына Грабовских, но именно – героями. Истинными Героями.