Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растёт число дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают Правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. В связи с этим проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна. В этом отношении особую роль играет профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школьных учреждениях, потому что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь.
Дети становятся пострадавшими и виновниками ДТП по следующим причинам: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за неподвижного объекта, что часто спровоцировано особенностями их психофизиологического развития (неустойчивость нервной системы, потребность в движении и т.д.) и поведенческими факторами (стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей в реальной ситуации, неадекватная реакция на сильные раздражители и др.). Поэтому направленность профилактических мероприятий должна быть связана с возрастными особенностями детей.
Бесспорно, что роль семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что они делают, особенно мама и папа, - правильно. Поэтому родители для ребёнка в возрасте до семи лет являются образцом поведения. Именно в возрасте до семи лет, когда родители своё чадо водят по улице за руку, должны своим постоянным личным примером создавать положительные привычки в правилах поведения на дороге.
Зачастую любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок не знает. Он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой - значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, никогда не случится.
Родители, помните, что своими неправильными действиями вы закладываете в детях пренебрежительное отношение к своей безопасности и отрицательную привычку нарушать Правила безопасного поведения на дороге. Никогда не нарушайте в присутствии детей Правила дорожного движения, иначе в ваше отсутствие они могут повторить ваши ошибки в подобной ситуации, цена которых иногда - жизнь и здоровье ваших детей!
Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге?
Надёжное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения "будь осторожен" или "не перебегай проезжую часть". Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, могут создать у него привычки.
Специалисты отмечают, что целесообразно формировать у детей четыре вида навыков.
-
"Навык наблюдения". Ребёнок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как "предметы опасные" или "предметы, скрывающие опасность". Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребёнок сам видел их в роли скрывающих: стоящий автобус, грузовик, забор. У ребёнка, собирающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: "Что отвлекает моё внимание при переходе проезжей части?! Осторожно - могу не заметить опасность!"
Родители должны показать ребёнку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было бы успеть, и рассказать ему один - два случая, когда пешеходы (или дети), стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребёнок будет наблюдать внимательнее и будет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус, отвлекающий внимание от опасности.
-
"Навык сопротивления волнению или спешке". Когда ребёнок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всём и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие. Этот навык надо тренировать у ребёнка личным примером. Надо научиться говорить себе: "Петя, не спеши, минута не поможет".
-
"Навык переключения на проезжую часть". Тротуар отделён от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребёнок проводит львиную долю своего времени и вырабатывает привычки. Во втором - находится ничтожное время. Бордюрный камень тротуара - граница, за которой бытовые навыки непригодны, надо научить ребёнка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
-
"Навык переключения на самоконтроль". Ребёнок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычки "вижу - действую". Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части следование таким привычкам недопустимо. Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Поэтому, необходимо выработать у детей навык сосредотачивать внимание на 10-15 секунд, которые требуются для перехода проезжей части.