Медиакарта
7:20 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Лето в палатках глазами педагога

Страсть к путешествиям, пожалуй, живёт в каждом из нас. Недаром слова классика советской педагогики К.Д. Ушинского гласят: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощ и полей, стоит многих недель, проведённых на учебной скамье».

Огромным подарком для районной детворы стало в этом году открытие палаточного лагеря «Тобольский экстрим» в Надцах. Кто бы мог представить, но в программе были однодневные выходы в дикую, ни кем не тронутую природу заказника регионального значения «Тобольский материк», преодоление туристской полосы препятствий, катание на байдарках и гребных катамаранах, рыбалка и, конечно же, проживание в настоящих туристских палатках. Некоторые спросят: «А зачем современному ребёнку эти «некомфортные» условия? Зачем ему палатка?». Палатка как временное убежище несёт в себе ряд воспитательных функций по вхождению в большой мир. Она является подобием балагана, который ребёнок возводит без участия взрослых.

Если говорить о функциях «балагана» в современной ребячьей жизни, то их две: это символический эпицентр ребячьего бытия; точка наблюдения, возвышающаяся над простран-ственно-предметной тер-риторией захваченных своими делами остальных представителей окружающего мира.

Следующая фаза вхождения в большой мир - это исследовательские рейды-походы. Дети формируют группу участников, заготавливают еду, которую планируется взять с собой. Особое внимание они обращают на атрибутику туристов - предметы, необходимые в походе: рюкзак, компас и др. Также в качестве обязательного элемента похода будет взят спичечный коробок. Обычно дети со всем серьёзом подбирают себе палку, замещающую дорожный посох. Главное для ребёнка ощущать себя отправившимся в путешествие путником и пересекать символические границы обыденного мира. Не имеет значения, доберётся детская группа до рощи или поляны за ближайшими заборами. Существенно тревожащее волнение этого действия - оказывается, ребёнок в своих глазах повзрослел, по собственной воле оставил дом и стал пилигримом на путях бытия.

Следующая фаза развития заключается в само-утверждении ребёнка на преодолении ландшафтного препятствия: перепада высот, водоёма, трещины или оврага. И если на первых двух фазах ребёнок пытается решить всё самостоятельно или в компании сверстников, то на этапе по преодолению препятствия он склонен обращаться за помощью к взрослому или более старшему товарищу.

Все эти элементы образовательного характера были представлены в палаточном лагере «Тобольский экстрим». Как уже было сказано выше, дети жили в палатках, совершали немало выходов на реку, в лес по незнакомым маршрутам. И апогеем стало преодоление полосы препятствий, которая была натянута прямо между деревьями. Сходить на землю было запрещено правилами. А ещё она была осложнена определением азимута по компасу, разжиганием костра на скорость с ограничением количества спичек для розжига, постановкой палатки и сбором рюкзака. Катание же на вёсельных катамаранах и байдарках стало настоящим подарком. Конечно, покорить самую грозную в их жизни стихию - водную преграду, да ещё и на собственноручно собранных лёгких судах спортивного класса - это мечта каждого мальчишки и девчонки, воплощённая во множестве произведений литературы. Одним словом, отдых у наших счастливчиков удался на славу.

Геннадий Тихонов