Медиакарта
17:45 | 21 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Компас и бинокль – свидетели времён

Я никогда не видела своего деда (он умер в 1942 году), но так случилось, что семейные реликвии оказались у меня на хранении.

Оба предмета времён Первой мировой войны. Бинокль, изготовленный в Париже, замечательно увеличивает и позволяет сфокусироваться на нужном объекте. Лично проверяла, так как мне по наследству от деда передался «минус по зрению», и этот полевой бинокль я не раз брала с собой в театр.

А ещё, компас, которому уже более 100 лет, и он до сих пор отлично работает.

Я беру эти предметы и… Вижу молодого человека, моего деда – Евгения Моисеевича Попова.

К началу войны он добился многого. В 1913 году Евгений Попов окончил физико-математический факультет Томского педагогического института. Для выходца из крестьян это было блестящим продвижением по социальной лестнице.

И как только молодой педагог прибыл в Тобольск на учительство, грянула Первая мировая. Люди с высшим образованием тогда были на вес золота, но Евгений не захотел отсиживаться в тылу, когда соотечественники гибли на полях сражений.

Пошёл на фронт вольноопределяющимся. Воевал он на Юго-Западном фронте в чине прапорщика. Вместе с солдатами кормил вшей в окопах, ходил в атаки. Особенно трудно ему с боевыми товарищами пришлось во время легендарного Брусиловского прорыва.

На фронте он был до конца войны, до подписания Брестского мира.

Домой вернулся живым-здоровым, но мирной жизнь­ю пожить ему не удалось. Успел лишь жениться на моей бабушке, и его мобилизовали в армию Деникина.

Страна увязла в братоубийственной войне, которую назвали гражданской. Дед был человеком верующим и, воюя на стороне белых, считал, что отстаивает порядок в стране. Толковый молодой человек быстро пошёл на повышение и дослужился до капитана.

На войне бывало всякое. Однажды целая рота отказалась идти в бой. Приказам офицеров солдаты перестали подчиняться. Переговоры они были согласны вести только с капитаном Поповым. И Евгений пошёл к ним. Тогда у него уже произошла переоценка ценностей. О чём он говорил с солдатами, никто не знал, но спустя какое-то время рота солдат перешла на сторону красных.

Ну а белый офицер Попов после краха Деникинского движения был арестован во Владикавказе и приговорён к трём годам заключения.

Впрочем, освободили его через полтора года. В стране была развёрнута кампания по борьбе с беспризорностью, и специалистов катастрофически не хватало. Так что педагогическое образование моему деду пригодилось.

Он целиком окунулся в работу. Беспризорники ему верили. А он был рад, что помогает им обрести почву под ногами, выбрать правильную дорогу. О том, что эта работа его полностью реа­билитирует в глазах большевиков, он думал меньше всего. Но это произошло. И в родной Тобольск Евгений Попов вернулся уважаемым человеком, все остальные годы своей жизни посвятив учительству.

Анна ЩЕРБИНИНА

Юрий ПОПОВ (фото)