Медиакарта
13:10 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

У «Поезда времени» новое купе

У «Поезда времени» новое купе
15:52 | 02 августа 2013

Одна из самых популярных стационарных экспозиций ишимского историко-художественного музея по улице Ленинградской «Поезд времени» пополнилась новыми экспонатами. Ветераны локомотивного депо передали сюда 515 единиц музейного значения. Это документы, фотографии, старинные предметы, форма – всё, что связано с историей железной дороги. Подобный подарок оказался очень своевременным – первого ноября исполнится ровно сто лет с момента, как на станцию Ишим прибыл первый паровоз.
Итак, смотрим расписание движения поездов. Оно датируется 18 апреля 1913 года. А вот и наш паровоз! Музейный поезд времени отправляется после удара в колокол. Точно такие колокола столетие назад сигнализировали о прибытии или отправке составов. – Самые первые поезда железнодорожники любовно называли «Овечка» и «Кукушка», по первым буквам в их настоящем наименовании – «О» и «К», – рассказывает специалист Ишимского историко-художественного музея Татьяна Носкова. – Появление в Ишиме железной дороги было очень значимым событием для нашего города, ведь это и новые грузы, новые доходы, и новые рабочие места. Было оно важным и для экономического развития страны, ведь в Ишимском и Ялуторовском уездах находилось большое количество маслобоен и небольших салотопенных заводиков, а их продукция пользовалась повышенным спросом. Первые составы были «масляными» – сливочное масло обкладывали льдом и везли на реализацию. Эти поезда приносили до 66 миллионов рублей дохода в государственную казну от нашего региона в год (об этом писала в 1914 году «Экономическая газета»). Кроме того, вдоль сибирской железной дороги появились земля и работа для 150 тысяч переселенцев. Среди предметов вековой давности, выставленных за стеклом, настоящий телетайпный аппарат из телеграфной конторы станции Ишим, знаки отличия победителей соцсоревнований на железнодорожном транспорте, маленькие картонки билетов, «сумки-шарманки» из листового 8-миллиметрового железа, куда складывали в 1940-60 годы так называемые «тормозки» с обедами. Позже эти тяжёлые «сумки» сменили более лёгкие, получившие название «балетки». Рядом путевые фонари – фитильный и цветовой начала прошлого столетия… А в центре экспозиции макет паровоза с товарным вагоном, изготовленный сотрудниками локомотивного депо. Такие ходили по нашей железнодорожной ветке в далёком 1917-м.
– Очень интересны судьбы людей, которые приезжали в наши края на строительство железной дороги и остались здесь навсегда, – продолжает Татьяна Юрьевна. – Один из них – старший кондуктор Станислав Вилкас, потомки которого до сих пор живут в Ишиме. А на этих фотографиях можно увидеть начальника грузового товарного двора станции Ишим Георгия Королёва, военного фельдшера Фёдора Измайлова, первого начальника железной дороги Бранта…
О железной дороге рассказывают и в другом купе «Поезда времени» – экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Здесь же можно узнать и об истории создания бронепоезда «Патриот». По словам сотрудников музея, многие гости – взрослые и дети – посетив выставку, с гордостью рассказывают о том, что их отец, мать или дед также не один год проработали на железной дороге. Что же касается «Поезда времени», существующего с 2009 года, то его купе будут обновляться и в дальнейшем. «Проехать» в нём по рельсам истории может каждый, для этого нужно всего лишь прийти в музей.
Юлия Кроо. Фото Василия Баранова.

Автор: Юлия Кроо