Количество граждан пенсионного возраста в районе составляет 3 833 человека, из них 546 – старше восьмидесяти лет. За одинокими престарелыми пенсионерами осуществляют уход 77 социальных работников, три пожилых человека определены в приёмные семьи.
Мария Павловна Ширшова из села Слободчики проживает в приёмной семье чуть больше двух лет, а ухаживают за ней супруги Марина и Анатолий Сафрыгины. Наш визит обе стороны восприняли тепло, радушно. Местом для беседы стала комната, в которой хозяева поселили свою подопечную. Здесь чисто и очень светло от падающих лучей утреннего солнца. Мария Павловна, усаживаясь на кровать поудобнее, неторопливо надевает очки и говорит, что зрение стало подводить всё больше и больше и без очков уже никак... Она охотно откликается на просьбу рассказать о себе.
– Вся моя жизнь связана с сельским трудом, – начала Мария Павловна. – Разнорабочей в колхозе была, куда работать посылали, туда и шла. Пахала, боронила, хлеб убирала. В день по 800 снопов, бывало, перевяжешь, потом к вечеру рук не чувствуешь. Оттого, наверное, нынче они и болят у меня.
Вспоминая о семье, моя героиня с сожалением сказала, что судьба не подарила им с мужем детей, и это самый печальный факт в её и так скупой на счастье жизни. Но брюзжать, сетовать, жаловаться, по словам Марии Павловны, она не привыкла. Считает, что каждый человек на этой земле несёт свой крест.
С мужем Василием Фёдоровичем Мария Павловна прожила вместе полвека. Пятнадцать лет назад, в 1998 году, он ушёл в мир иной. В первые годы после смерти мужа, как сказала моя героиня, она ещё держалась. Хватало даже сил на то, чтобы заниматься огородом, но потом здоровье потихоньку стало сдавать. К Марии Павловне сначала прикрепили социального работника, которая ухаживала за ней на дому, а когда совсем занемогла, определили в приёмную семью.
– Жалко было уходить из своей хаты, где с молодости прожила. Там всё родное, каждый предмет душу согревал. Трудно-трудно мне было покидать своё гнёздышко, но пришлось, – вытирая платочком подкатившиеся слёзы, говорит Мария Павловна, а через некоторое время, успокоившись, продолжает. – Вы не обращайте внимания, просто мне тяжело вспоминать об этом, а у Марины и Анатолия мне живётся очень хорошо. Я в тепле, ухожена, накормлена. Марина всегда находит время посидеть со мной, поговорить. Вот предлагает в комнату телевизор поставить, всё старается, чтобы скучно мне не было. Говорю, да я ведь, Мариночка, всё равно толком ничего не увижу там, не надо. Вот такая она добрая, внимательная...
Хозяйка дома в свою очередь поделилась, что Мария Павловна для них – член семьи. Все домочадцы за два с лишним года привыкли к ней, полюбили. Оля и Алина (дочь и внучка Марины) называют Марию Павловну бабушкой. Ольга, когда мама на работе, охотно берёт заботы по уходу на себя. И в комнате приберётся, и постельное бельё поменяет, сварит обед, накормит... Анатолий тоже при необходимости помогает супруге. Словом, в семье царят полное взаимопонимание, взаимовыручка.
– Бабушка Мария по характеру очень терпеливая, покладистая. Она человек, о котором хочется заботиться, оберегать. Мы стараемся, чтобы ей жилось у нас комфортно, чтобы она не чувствовала себя одинокой, – сказала Марина.
Маленький ребёнок, лишённый родительского попечения, воспринимается, как человек, терпящий бедствие и нуждающийся в срочной помощи. Сравнимы с ними и одинокие пожилые люди, которые в силу сложившихся обстоятельств остаются один на один перед жизненными проблемами. Внедряемые ныне программы, приоритетным направлением которых является поддержка старшего поколения, помогают им преодолевать эти сложности. И это, конечно же, замечательно, как равно и то, что на свете есть такие семьи, как Сафрыгины, способные протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК.